Российские биоинформатики смоделировали реакцию микрофлоры кишечника на антибиотики

МОСКВА, 5 апреля. /ТАСС/. Специалисты из Центра физико- химической медицины, МФТИ , компании M&S Decisions и исследовательского подразделения "Яндекса" построили компьютерную модель взаимодействия бактерий как между собой, так и с кишечной стенкой. Это позволило объяснить появление и распространение устойчивых к антибиотикам микробов, сообщает пресс-служба МФТИ.

"В нашей работе мы воссоздали при помощи простого метода моделирования процессы, происходящие в кишечнике при участии бактерий и объяснили некоторые интересные эффекты при возникновении резистентности", - пояснил заместитель заведующего Лабораторией системной биологии МФТИ и ведущий автор исследования Дмитрий Алексеев.

Кишечник, лекарство, две бактерии: модель ученых

Исследователи построили модель взаимодействия между двумя видами бактерий и кишечником и рассчитали, что происходит при приёме антибиотиков, убивающих значительную часть микроорганизмов. Во-первых, они задались вопросом о том, с какой скоростью восстанавливается численность бактерий после антибиотикотерапии. Во-вторых, интерес представляла доля бактерий, на которых антибиотики не действуют и, наконец, новая модель детально описывала взаимодействие бактерий с кишечной стенкой, которая активно поглощает и выделяет различные вещества, влияющие на численность микробов.

Механизм обратной связи между бактериями разных типов и кишечной стенкой: (А) Бактерия производит токсин, который для нее самой вреден, но питателен для бактерий другого типа; (B) Производя токсин, бактерии одного типа контролируют количество бактерий другого типа; (С) Стенка кишечника производит токсин, который вреден для одного типа бактерий и питателен для другого; (D) Стенка кишечника контролирует распространённость всех видов бактерий; (E) Стенка кишечника стенка производит питательные для бактерий вещества Пресс-служба МФТИ