Ученые зафиксировали координаты тюленьих "роддомов" в Белом море для изучения ластоногих

АРХАНГЕЛЬСК, 22 марта. /Корр. ТАСС Владимир Ануфриев/. Ученые национального парка "Онежское Поморье" в Архангельской области и Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова зафиксировали координаты постоянных лежек гренландского тюленя на льдах Белого моря, где ластоногие выводят потомство. Это необходимо для долговременного изучения динамики численности морских млекопитающих, сообщил ТАСС пресс-секретарь нацпарка Алексей Шашков.

"Координаты ледовых полей с лежками тюленей фиксировались с вертолета, по ним в последующие годы ученые смогут легко отыскать в море эти "родовые палаты" и установить динамику численности ластоногих. Дело в том, что самки тюленей из года в год возвращаются для вывода потомства в одну и ту же точку, где и сами родились", - сказал он.

Представитель нацпарка отметил, что начиная с 2007 года в результате инструментального учета беломорской популяции гренландского тюленя было обнаружено резкое сокращение рождаемости. Среди наиболее вероятных причин снижения численности морских животных исследователи называют позднее образование ледяного покрова и сокращение его площади, а также загрязнение моря и уменьшение кормовой базы.

Беломорские льды в марте превращаются в "родильный дом" для гренландского тюленя. Для благоприятного вывода потомства самкам ластоногих нужны прочные льды сплочением 7-9 баллов с небольшими трещинами, через которые они могут нырять на кормежку. В мае льды с животными выносит из Белого моря в Баренцево, где тюленята уже могут кормиться самостоятельно. По данным Полярного научно- исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО), возможная численность беломорской популяции гренландского тюленя составляет 1-1,2 млн особей. За три года она сократилась на 200-400 тыс., несмотря на запрет промысла. По исследованиям последних лет, в среднем ежегодно рождается около 140 тыс. детенышей этих ластоногих.

Гренландский тюлень обитает в арктических водах. Существуют три его популяции - ньюфаундленская (Канада), ян- майенская (Норвегия) и беломорская (Россия и Норвегия). Длина этих морских животных составляет от 170 до 180 см, а вес - от 120 до 140 кг. Они могут преодолевать сотни километров вплавь.

Национальный парк "Онежское Поморье" - один из самых молодых в стране. Он создан в феврале 2013 года на площади 201 тыс. га, включая 21 тыс. га акватории Унской губы Белого моря. Деятельность парка направлена на сохранение природных комплексов Онежского полуострова Архангельской области, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, уникальных массивов реликтовых таежных лесов - последних в Европе, а также культуры и жизненного уклада поморского населения.