Ученые из России, Словении и Израиля попробуют вылечить рак, заставляя клетки "голодать"

В 2017 году планируются клинические испытания

ТОМСК, 5 февраля. /ТАСС/. Ученые из России, Словении и Израиля разработали наноагенты, которые заставляют "голодать" раковые клетки, подавляя их размножение и развитие. В 2017 году планируются клинические испытания, сообщил ТАСС директор Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН, завлабораторией Томского политеха (ТПУ) "Медицинское материаловедение" Сергей Псахье.

"Это новое направление. Мы разработали наноразмерные агенты, которые внешне напоминают лист толщиной порядка одного нанометра и смятый в комок диаметром 200 нанометров. Они меняют окружение клеток таким образом, что те не в состоянии нормально питаться, "голодают", в результате чего затрудняется их деление и замедляется развитие", - сказал он.

По его словам, это комплексный междисциплинарный проект, который ведут ученые разных специальностей из нескольких стран. Сами агенты разработаны учеными ТПУ и ИФПМ, Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) ведет моделирование процессов взаимодействия с клетками с помощью суперкомьютера МГУ. Ученые Израильского технологического института (Технион) на основе современной электронной микроскопии исследуют тонкую структуру противоопухолевых агентов.

Сейчас специалисты Института Джозефа Стефана (Словения) ведут испытания на клеточных культурах и специальных лабораторных животных. В частности, они исследовали действие наноагентов в комплексе с традиционным препаратом для химиотерапии, благодаря чему его эффективность выросла в разы.

В перспективе это путь к снижению дозировки при химиотерапии, считает Псахье. "Цикл этих испытаний завершается в 2016 году, через год планируем приступить к клиническим испытаниям", - пояснил он.

Псахье отметил, что часть работ ведется в рамках выполнения госзаданий, часть финансируются Российским научным фондом (РНФ) и в рамках программы повышения международной конкурентоспособности ТПУ. Использованы также наработки, созданные при выполнении проектов федеральных целевых программ Минобрнауки РФ. В эти исследования суммарно вложен "не один миллион долларов".