Обнаруженные на Шпицбергене отпечатки лап динозавра принадлежат травоядному ящеру

ОСЛО, 5 февраля. /Корр. ТАСС Юрий Михайленко/. Отпечатки лап динозавра, обнаруженные на арктическом архипелаге Шпицберген в середине 70-х годов прошлого века, оставил не хищный, как это предполагалось ранее, а травоядный ящер. Этот факт удалось установить норвежскому палеонтологу Йерну Хуруму и его коллеге из США Патрику Дракенмиллеру, сообщает норвежский научный интернет-портал forskning.no.

Примерно 123 млн лет назад, когда Шпицберген лежал на 65-й параллели, а не на 78-й, как сейчас, небольшой динозавр оставил отпечаток своих лап в песке у мыса Болтодден. Впоследствии люди построили в 100 км к северу от него поселок Лонгйир, который ныне является административным центром архипелага. Следы занесло илом и глиной, а затем новыми слоями песка, который окаменел и на сотни тысяч лет сохранил на своей поверхности форму конечностей древнего обитателя Шпицбергена.

Как указывает forskning.no, окаменевшие следы первой описала исследовательница из США Росалинд Эдвардс в 1976 году. Обладателя лап она быстро отнесла к подотряду тероподов или "звероногих" - преимущественно хищных двуногих динозавров. Велоцираптор и тираннозавр - наиболее известные его представители.

Почти через четыре десятка лет широко известный в Норвегии и за ее пределами палеонтолог Йерн Хурум понял, что "со следами что-то неладно". После того, как его коллеги из Осло, Лонгйира и американского Фэрбанкса обнаружили еще несколько отпечатков, выяснилось, что оставивший следы ящер перемещался не на двух, а на четырех конечностях. "За исключением спинозавра науке не известен ни один теропод, который ходил бы на четырех ногах", - указал Хурум.

Ученый полагает, что следы оставило существо, принадлежавшее к отряду орнитоподов - травоядных динозавров с характерными "утиными" мордами и без когтей. Без ответа пока остаются вопросы о том, какой динозавр мог жить в столь холодном климате, и как он вообще попал на архипелаг.

Считается, что 120 млн лет назад Шпицберген не сообщался с территорией современного европейского континента, однако на него можно было попасть из нынешней Северной Америки через Гренландию. "Поэтому можно допустить, что четвероногие орнитоподы встречались в Северной Америке и Гренландии, - отмечает исследователь. - Существует также гипотеза, согласно которой Шпицберген соединял с Европой сухопутный мост, которого нет на современных реконструкциях".