Бактерии из Антарктиды, пролежавшие в мерзлоте миллионы лет, отправят в космос

Цель эксперимента - проверить, могут ли земные микроорганизмы выжить в других условиях

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Микроорганизмы, пролежавшие в вечной мерзлоте Арктики и Антарктики миллионы лет, полетят в космос на российском биоспутнике "Бион-М" №2 в 2020 году, чтобы доказать возможность существования жизни на Марсе. Об этом сообщила во вторник ТАСС научный руководитель эксперимента, научный сотрудник Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Елизавета Ривкина.

"Цель эксперимента - определить, может ли жизнь сохраняться так долго, например, если брать Марс ... Нужно понять, насколько они (бактерии) могут выживать в таких условиях. Не найдем ли мы на другой планете то, что мы сами же привезли?" - сказала она.

Ривкина пояснила, что аппараты с Земли могут случайно занести жизнь на другие планеты. Поэтому эксперимент должен проверить, могут ли земные бактерии выжить в других условиях. Кроме того, ученые выяснят, могут ли микроорганизмы существовать в условиях, схожих с марсианскими.

По ее словам, бактерии и другие представители простейших, например, инфузории и амебы, были отобраны для космического полета в самой древней мерзлоте северного полушария - районе Колымской низменности на северо-востоке Сибири, а также в Долине Райта, Долине Пирса и на Столовой горе в Антарктиде.

"Мы планируем отправить в космос как сами образцы, чтобы посмотреть, насколько выживает биота, так и отдельные микробные культуры, которые уже выведены из вечной мерзлоты", - рассказала Ривкина.

По словам собеседницы агентства, образцам из Арктики миллион лет или даже более. Точных данных по срокам образования проб из Антарктиды пока нет, но задачей экспедиции, которая их собирала, была цель найти мерзлоту возрастом около 30 миллионов лет. "Изначально экспедиция отправлялась в Антарктиду для того, чтобы найти наиболее древнюю мерзлоту на Земле", - пояснила Ривкина.

Эксперимент утвержден Советом РАН по космосу в программу научных исследований и экспериментов с использованием космического аппарата "Бион-М" №2, который планируется отправить в космос в 2020 году. Космический аппарат будет выведен на высоты 800-1000 километров над Землей - в два раза выше, чем летает Международная космическая станция. Срок космического полета составит 30 суток.

Бактерии были одними из первых живых организмов на Земле, появившись около 3,9-3,5 миллиардов лет назад.