Ускоритель, поражающий только раковые клетки, могут испытать на людях уже в 2017 году

В мире сразу несколько крупных компаний занимаются разработкой ускорителей для бор-нейтронозахватной терапии

НОВОСИБИРСК, 13 ноября. /ТАСС/. Ученые Института ядерной физики (ИЯФ) СО РАН к 2017 году подготовят к клиническим испытаниям инновационную методику терапии раковых опухолей. Уничтожение больных клеток производится при помощи специально разработанного в институте ускорителя заряженных частиц, сообщил в пресс-центре ТАСС в Новосибирске и.о. заведующего лабораторией бор- нейтронозахватной терапии (БНЗТ) ИЯФ Сергей Таскаев.

"Цель нашей лаборатории в том, чтобы к концу следующего года быть готовыми к проведению терапии. Вероятность успеха достаточно высока. Я лично видел, как работает эта методика на клетках, теперь надо быть уверенными, что это работает и на людях", - сказал он.

Лаборатория БНЗТ была создана в ИЯФе в сентябре 2014 года на грант Российского научного фонда (РНФ). Подготовка методики к испытаниям на животных, а затем и на людях до конца 2016 года - условие получения гранта.

По словам Таскаева, ИЯФ перейдет к клиническим испытаниям, если РНФ продолжит финансирование лаборатории в 2017-2018 годах. При этом лечение будет проходить на базе бункера ИЯФ, где сейчас расположен опытный ускоритель. Его стоимость - примерно $5-7 млн. При этом одной установки достаточно для нужд такого мегаполиса, как Новосибирск.

Таскаев отметил, что сейчас в мире сразу несколько крупных компаний занимаются разработкой ускорителей для БНЗТ. Только в Японии созданы пять вариантов. Однако, по признанию мирового сообщества, ускоритель ИЯФ - самый перспективный.

Бор-нейтронозахватная терапия рака позволяет избирательно уничтожать клетки опухолей. Суть технологии состоит в том, что в опухолевых клетках в отличии от здоровых накапливается стабильный изотоп бор-10, а потом они облучаются нейтронами. В результате внутри клетки происходит ядерная реакция, и клетка погибает.

Проект БНЗТ-ускорителя для внедрения в клиническую практику сибирские ученые впервые представили в 1998 году. Позднее был сооружен опытный образец установки. Сейчас специалисты проводят испытания на различных клеточных культурах.

Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера - крупнейший академический институт страны, один из ведущих мировых центров в области физики высоких энергий и ускорителей, физики плазмы и управляемого термоядерного синтеза.