Горы на Шпицбергене оказались на сотни тысяч лет старше, чем предполагали ученые

Коллектив норвежских ученых также выяснил, что горные массивы на острове за последний миллион лет практически не подвергались эрозии
Норвегия. Архипелаг Шпицберген Сергей Савостьянов/ТАСС
Норвегия. Архипелаг Шпицберген
© Сергей Савостьянов/ТАСС

ОСЛО, 26 сентября. /Корр. ТАСС Юрий Михайленко/. Горные пики арктического архипелага Шпицберген оказались на сотни тысяч лет старше, чем предполагали ученые, и сегодня выглядят точно так же, как и миллион лет тому назад. К такому выводу пришли исследователи из Университетского центра Шпицбергена, чья статья готовится к публикации в печатной версии авторитетного журнала Nature Geoscience.

Ранее геологи считали, что вершины Западного Шпицбергена - крупнейшего из островов архипелага - приобрели свой нынешний вид в результате последнего оледенения, когда наступавшие и отступавшие ледники крошили своей массой горные породы, формируя глубокие ущелья и заостренные очертания горных кряжей.

Между тем коллектив норвежских ученых во главе с Эндре Фёром Йермундсеном выяснил, что горные массивы на острове за последний миллион лет практически не подвергались эрозии. Напротив, толща льда надежно защитила горный ландшафт.

"Мы попытались выяснить, насколько толстым был слой льда в этом районе во время последнего оледенения, - рассказал Йермундсен сотрудникам Норвежской вещательной корпорации. - Когда мы получили результаты радиоизотопных анализов, то обнаружили, что лед покрывал горы в течение очень продолжительного периода. Полученные данные неопровержимо доказывают, что эти горные пики не меняли своих очертаний на протяжении миллиона лет".

По мнению ученого, около 1 млн лет назад в норвежской Арктике сформировался неподвижный ледник, который на протяжении сотен тысяч лет предохранял скальные породы от эрозии, а нынешний вид гор на Шпицбергене определили более ранние оледенения.

По словам Йермундсена, новое открытие может привести к пересмотру возраста альпийских пейзажей в континентальной Европе.

Ученый также предполагает, что из-за потепления климата современные ледники могут ускорить свое движение, что приведет к новой перекройке горных рельефов на Земле.