США намерены впервые провести на МКС эксперимент, подготовленный Китаем

ВАШИНГТОН, 5 августа. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Американские специалисты планируют впервые осуществить на Международной космической станции (МКС) научный эксперимент, подготовленный китайскими учеными. Как сообщила газета Houston Chronicle, соглашение об этом заключили техасская компания NanoRacks, активно сотрудничающая с NASA, и Пекинский технологический институт.

Цель эксперимента, который должен быть проведен в следующем году на американском сегменте МКС, состоит в изучении воздействия космической радиации на ДНК человека. Это важно для подготовки "продолжительных пилотируемых полетов в дальний космос", отметила газета.

По ее словам, американская компания обеспечит доставку на станцию научного оборудования из КНР на борту грузового корабля "Дрэгон", проследит за осуществлением эксперимента, а затем передаст его результаты пекинским ученым. Как стало известно "Хьюстон кроникл", китайская сторона заплатит за эти услуги около 200 тыс. долларов.

Руководитель NanoRacks Джефф Манбер назвал совместный проект "важным и символичным", поскольку он станет вообще едва ли не первым примером взаимодействия США и КНР в космической области. Такое сотрудничество между двумя странами запрещено американским Конгрессом из опасений "утечки" в Китай технологий военного и двойного назначения.

Эксперты считают, что соглашение между NanoRacks и Пекинским технологическим институтом не подпадает под этот запрет, поскольку не предусматривает передачи китайской стороне космических технологий. По словам Манбера, "сделка носит чисто коммерческий характер и заключена с благословения NASA". Тем не менее, американские законодатели, занимающиеся вопросами работы космического ведомства США, заявили, что внимательно изучат условия договоренности.

Научное соглашение между техасской компанией и пекинским институтом приветствовал бывший американский астронавт Лерой Чиао, родители которого в свое время перебрались в США из КНР. "Чрезвычайно важно, чтобы Соединенные Штаты включили Китай в свои будущие планы космических исследований, - сказал он. - А начать (такие контакты) можно с МКС".

Руководство NASA также практически открыто выступает за налаживание сотрудничества с Китаем в космической области и считает позицию Конгресса по этому вопросу ошибочной. Директор ведомства Чарльз Болден ранее сетовал, что его сотрудникам не разрешается даже общаться с китайскими специалистами. Тем не менее, он уверен, что ситуация изменится. "При мне это уже не произойдет, но кому-то из будущих директоров NASA доведется сидеть за одним столом и разговаривать с китайским коллегой", - считает Болден.