САМАРА, 23 июля. /ТАСС/. Разработчики Самарского университета имени Королева создали модель экологичного двигателя для сверхлегких ракет-носителей. В частности, разработка позволит снизить себестоимость запусков, сообщила пресс-служба вуза.
Проект реализуется в рамках Передовой инженерной школы при сопровождении специалистов индустриального партнера - самарского предприятия "ОДК-Кузнецов"
"Ученые и студенты Самарского университета имени Королева разработали модель экологичного двигателя для сверхлегких ракет-носителей. Самарская разработка поможет уменьшить себестоимость запусков и сделать их более безопасными в плане экологии", - говорится в сообщении.
Суть разработки
По словам одного из разработчиков Ильи Матвеева, некоторые отечественные жидкостные ракетные двигатели малой тяги, применяемые, в частности, на разгонных блоках средств выведения, используют очень токсичные компоненты топлива. Например, топливную пару - азотный тетраоксид и гептил. Среди преимуществ этих топливных компонентов высокие энергетические характеристики, возможность долгого хранения и самовоспламенение при контакте, что исключает необходимость использования системы зажигания.
"Однако в случае аварии при запуске эти вещества наносят значительный урон окружающей среде и здоровью людей. Кроме того, штатные топливные компоненты дороги в эксплуатации - для их хранения и закачивания нужны специальные материалы для резервуаров и трубопроводов, а, например, азотный тетраоксид, используемый в качестве окислителя, требует поддержания постоянной температуры в узком диапазоне в условиях космического пространства. Замена высокотоксичных компонентов топлива на более экологичные позволила бы уменьшить экологический вред и снизить себестоимость коммерческих запусков микро- и наноспутников", - приводятся слова Матвеева.
Как пояснили в вузе, в качестве топливной пары по результатам термодинамических расчетов разработчики выбрали авиационный керосин марки Т-1 и закись азота. Эта пара в наибольшей степени отвечает требованиям экологической чистоты, безопасности использования, транспортировки и хранения и обладает высокими энергетическими характеристиками. Под использование этой топливной пары спроектировали сопло будущего двигателя с оригинальной схемой охлаждения. Сопло вместе с рубашкой охлаждения будет изготовлено как единая деталь методом селективного лазерного спекания на 3D-принтере.
"Уже начато изготовление опытного образца двигателя, и готовится экспериментальная база для испытаний. Первые испытания планируем провести этой осенью", - цитируется директор Инжинирингового центра Самарского университета имени Королева Иван Зубрилин.
В разработке участвовали специалисты Научно-исследовательского центра космической энергетики Самарского университета имени Королева и сотрудники созданного в университете студенческого конструкторского бюро. Основу бюро, получившего название "Феникс", составили студенты Института двигателей и энергетических установок и Института авиационной и ракетно-космической техники университета, в том числе обучающиеся по программе "Крылья Ростеха" и уже работающие на предприятии "ОДК-Кузнецов".