Международная группа ученых поддержала программу поиска внеземных цивилизаций

На протяжении последних 50 лет, указывается в письме ученых, небольшие группы исследователей "внимательно вслушивались, пытаясь уловить признаки жизни в колоссальном безмолвии"
Земля EPA/NASA/DSCOVR
Земля
© EPA/NASA/DSCOVR

НЬЮ-ЙОРК, 22 июля. /Корр. ТАСС Игорь Борисенко/. Письмо в поддержку программы поисков сигналов внеземных цивилизаций, опубликованное во вторник в газете New York Times, подписали космонавт Алексей Леонов, заместитель директора Института космических исследований РАН Николай Кардашев, знаменитый британский астрофизик профессор Кембриджского университета Стивен Хокинг, профессор физики Гарвардского университета Пол Горовиц, директор института Карла Сагана Лиза Калтенеггер, профессор биологии Массачусетского технологического института Эрик Ландер, директор Центра поиска сигналов внеземных цивилизаций Сет Шостак и многие другие.

"Кто мы? Развившаяся цивилизация, как и любой взрослый индивид, обязаны задаться этим вопросом, - говорится в обращении. - Являются ли для человечества определяющими те факторы, которые его разделяют, его проблемы, его проходящие нужды и тенденции? Или же у нас - общее лицо, повернутое ко Вселенной?"

На протяжении последних 50 лет, указывается в документе, небольшие группы ученых "внимательно вслушивались, пытаясь уловить признаки жизни в колоссальном безмолвии", однако для правительств, научных кругов и промышленности эти космические вопросы далеки от приоритетных. "Очень трудно вести поиску во Вселенной, находясь на самой окраине нашей галактики Млечный путь, - отмечают авторы обращения. - Еще труднее делать это, оказавшись на обочине интересов общества".

Между тем, отмечается в документе, уже сейчас существуют средства для того, чтобы вести поиски внеземных цивилизаций в гораздо больших масштабах, чем раньше - телескопы способны определять планеты на расстоянии в тысячи световых лет, а компьютеры сейчас способны обрабатывать очень большие объемы информации.

"Сейчас наступил как никогда удачный момент для масштабной международной программы по поискам жизни во Вселенной", - считают авторы обращения, указывая при этом, что необходимо тщательно продумать все аспекты, связанные с возможным существованием других цивилизаций. Следует ли посылать автоматическую станцию в случае, если будет обнаружена планета за пределами Солнечной системы, задаются они вопросом. Будет ли предприниматься попытка установить контакт с развитой цивилизацией? Кто будет принимать решения - отдельные лица, институты, корпорации или государства? И способно ли человечество обсуждать такие вопросы совместно?

Как отметила газета New York Times, проект, предложенный российским бизнесменом под названием Breakthrough Listen - "один из крупнейших взносов наличными на до сих пор бесплодные поиски космических соседей, которые ранее были известны как Search for Extraterrestial Intelligence или SETI".

В то же время газета со ссылкой на членов команды Мильнера указывает, что "этот проект даст возможность астрономам улавливать радиосигналы с планет, расположенных у ближайших тысячи звезд, а также засекать луч лазера, сравнимый по мощности со 100-ваттной лампочкой, с расстояния около 4 световых лет, (т.е. поступающий с планет ближайшей звезды)". Кроме того, отметила газета, этот проект обеспечит возможности использования самых крупных в мире радиотелескопов.

Профессор Калифорнийского университета Фрэнк Дрейк назвал отрывающиеся для астрономов возможности "просто чудом", а давно занимавшийся поисками внеземных цивилизаций исследователь из Калифорнийского университета Дэн Уэртмейер заявил, что предстоящие исследования "превосходят самые смелые мечты".