Все новости

Путин считает нужным работать над проектом коллайдера вопреки политическим сложностям

В свою очередь директор ММНО "Объединенный институт ядерных исследований" Григорий Трубников продемонстрировал президенту многофункциональный экспериментальный детектор MPD комплекса NICA

ДУБНА /Московская область/, 13 июня. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин убежден, что над проектом коллайдера нужно работать несмотря на любые политические сложности. Таким образом он прокомментировал слова директора ММНО "Объединенный институт ядерных исследований" Григория Трубникова, рассказавшего о том, как немецкие партнеры отказались от сотрудничества с Дубной.

"Надо работать, несмотря ни на какие политические сложности, нужно работать", - сказал Путин.

Трубников продемонстрировал президенту многофункциональный экспериментальный детектор MPD комплекса NICA (Nuclotron based Ion Collider Facility). "Мы с вами, весь окружающий мир - это нормальная плотность ядерной материи, одинарная. А есть объекты в космосе, мы их видим достоверно. Это нейтронные звезды. Это объект размером 10-15 км. Масса у него, как у всей Солнечной системы, а если представить, если бы кружкой полулитровой можно было бы зачерпнуть вещество из нейтронной звезды, кружка бы весила 300 млрд тонн", - объяснил суть проводимых экспериментов Трубников. "Сверхплотная такая", - заметил Путин. "Эксперимент, который мы здесь ставим: мы сталкиваем тяжелые ядра - это уран, свинец, золото. И сталкиваем их не как в Большом адронном коллайдере, где чем быстрее столкнулись, чем на мельче раскололись, тем лучше. Мы сталкиваем их так, чтобы у них было совсем короткое время друг с другом "пожениться". То есть, эти ядра проникают друг в друга и при определенных условиях можно создать такое состояние, что ядерная материя будет в сверхплотном состоянии", - уточнил ученый.

По его словам, четыре лаборатории в мире ориентируются на эту задачу. Этим занимаются в России, Китае, в США и Германии. "Все примерно движутся с одинаковым темпом", - сказал он. При этом Трубников рассказал о проблемах коллег.

Например, Национальная лаборатория Брукхейвен в США построила коллайдер и промахнулась по характеристикам энергии. "Они коллайдер сделали слишком большой, он у них несколько километров, и частицы слишком быстро пролетают сквозь друг друга. То есть, они не успевают заварить эту самую кашу. Не происходит перехода. Поэтому они сейчас всю структуру кольца переделывают. Это вообще непростое дело. Уже лет 10 этим занимаются", - рассказал он. "Наука такая вещь. Здесь ничего особенного нет. Эксперименты", - с пониманием заметил Путин.

Политические сложности

Германия вынуждена была сдвинуть вправо реализацию своего проекта как раз-таки из-за политики. "Вторые наши партнеры - это лаборатория FAIR в Дармштадте, но из-за того, что они приняли неразумное решение, они сейчас уползли на 2029 год с запуском проекта. Они сказали, что мы без России его будем строить, а мы отвечали почти за половину проекта. У нас там 18% вклада", - сказал Трубников. По его словам, немцы многое заказали у коллег из Дубны. "Мы сделали это, а они отказались даже принимать. Они сказали: мы сделаем все сами", - констатировал он. "Это вот как раз политика негативно влияет на реальную жизнь", - отметил Путин.