Канадские ученые нашли способ превращать разные группы крови в "универсальную" - первую

МОСКВА, 30 апреля. /ТАСС/. Ученые из Канады нашли способ получения фермента, превращающего кровь любой группы в "универсальную" кровь первой группы, которую можно переливать обладателям других групп. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of the American Chemical Society.

"Удаление антигенов группы крови с красных кровяных телец - многообещающий метод, который может сделать возможным переливание крови от донора, который иначе был бы несовместим с пациентом", - пишут в своей статье Стивен Уинтерс (Stephen Withers) из Университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада) и его коллеги.

Из четырех групп крови только первую можно переливать людям с другими группами без риска развития серьезных осложнений или даже смерти пациента. На поверхности красных кровяных телец первой группы нет молекул углеводов, из-за которых иммунная система пациента может определить новую кровь как опасный чужеродный материал.

Ученые давно занимаются проблемой превращения разных групп крови в первую. Для этого используются ферменты - вещества, которые могут "срезать" с поверхности клеток крови молекулы углеводов. Сначала исследователи экспериментировали с ферментом из кофейных зерен, затем нашли подходящие вещества у бактерий. Однако эффективность их до сих пор была низкой.

Уинтерс и его коллеги изменили геном пневмококков так, чтобы эти бактерии вырабатывали фермент, действующий в 170 раз эффективнее, чем раньше. Благодаря этому они смогли превратить кровь второй группы в первую. "Эта работа представляет собой первый шаг к полному удалению антигенов всех групп крови при помощи одного фермента", - отмечают ученые.

Помимо операций по переливанию крови эта технология может быть использована и при пересадке органов и тканей для того, чтобы избежать их отторжения.