Новосибирские ученые предлагают использовать лазеры вместо многокилометровых коллайдеров

Речь идет о фемтосекундном лазере, который генерирует предельно короткие импульсы длительностью в несколько фемтосекунд

НОВОСИБИРСК, 30 апреля. /ТАСС/. Специалисты новосибирского Института лазерной физики СО РАН разработали лазерную систему, которую можно использовать для ускорения элементарных частиц. Технология может стать альтернативой многокилометровым коллайдерам, сообщил в четверг журналистам ведущий научный сотрудник института Владимир Трунов.

"Главный критерий ускорения /частиц/ - сколько энергии приобретает электрон на единицу длины. И если в ускорителе он приобретает 100 мегаэлектронвольт, то здесь на метре темп ускорения в тысячу раз больше. То есть, там, где ускоритель 100 метров, нам надо всего лишь 10 сантиметров. Не надо огромных километровых ускорителей, нужна специальная лазерная система", - объяснил Трунов.

Он уточнил, что речь идет о фемтосекундном лазере, который генерирует предельно короткие импульсы длительностью в несколько фемтосекунд (одна фемтосекунда равна 10 в -15 степени секунды).

Другое преимущество лазера перед традиционными ускорителями, принцип действия которых основан на взаимодействии частиц с электрическими и магнитными полями, в том, что он позволяет регулировать энергию частиц. Это может найти применение в медицине, в частности, повысить эффективность методик борьбы с раковыми опухолями с помощью облучения заряженными частицами.

Трунов добавил, что специалисты института совершенствуют технологию совместно с коллегами из Института ядерной физики СО РАН.

Ускорители являются основными экспериментальными установками, применяемыми в физике элементарных частиц. В современной науке чаще всего речь идет об огромных дорогостоящих комплексах, которые в одиночку тяжело создавать даже крупным государством. Так, например, расположенную в Швейцарии самую крупную на данный момент экспериментальную установку длиной почти 27 километров - Большой адронный коллайдер - строили специалисты из десятков стран мира.