Космический телескоп "Хаббл" отмечает 25 лет работы на орбите

За четверть века аппарат провел 1,2 млн целевых наблюдений за 38 тыс. космических объектов, на основании которых было подготовлено около 13 тыс. научных работ

ВАШИНГТОН, 24 апреля. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Космическое ведомство США отмечает в пятницу 25-летие работы первого и самого известного оптического телескопа "Хаббл". Он был выведен на орбиту 24 апреля 1990 года экипажем корабля многоразового использования "Дискавери" и с тех пор передал на Землю миллионы уникальных снимков, значительно расширивших представление ученых о строении и происхождении Вселенной.

Как сообщило НАСА, за четверть века аппарат провел 1,2 млн целевых наблюдений за 38 тыс. космических объектов, на основании которых было подготовлено около 13 тыс. научных работ. По словам экспертов, "это делает его одним из самых эффективных научных инструментов в истории".

С помощью этой "машины времени" специалисты смогли получить сведения об объектах, находящихся на расстоянии 13,4 млрд световых лет от Земли. Благодаря "Хабблу" удалось уточнить возраст Вселенной и количество находящихся в ней галактик (примерно 200 млрд). Новые данные были также получены о Солнечной системе и нашей галактике - Млечном пути, в частности, расположенной в ее центре гигантской черной дыре.

Объем информации в его "архиве" превышает 100 терабайтов, а сделанные им снимки постоянно публикуются на страницах научно-популярных журналов и легли в основу многих документальных фильмов о космических исследованиях. На этой неделе фотографии "Хаббла" демонстрируются не только на сайте НАСА, но и на гигантском экране, установленном на площади Таймс-сквер в центре Нью-Йорка.

Специалисты не скрывают удивления в связи с тем, что несмотря на весьма солидный возраст аппарат "находится в добром здравии" и продолжает радовать исследователей космоса новой информацией об отдаленных галактиках, черных дырах и сверхмассивных звездах. Помощник директора НАСА по научным вопросам Джон Грансфелд называет его "по-настоящему народным телескопом" и считает, что "Хаббл" может прослужить еще в течение пяти лет".

В качестве астронавта НАСА Грансфелд трижды летал к "Хабблу" в составе экипажей шаттлов и был последним, кто прикасался к нему во время выхода в открытый космос в мае 2009 года. Всего, начиная с декабря 1999 года, было осуществлено пять "сервисных миссий", во время которых на аппарате делали ремонт, меняли батареи, устанавливали более совершенные приборы, в том числе новую фотокамеру.

За время этих работ он увеличил свой вес с 10,8 до 12,2 тонны. Длина телескопа составляет 13,3 метра, а диаметр его большого зеркала - 2,4 метра. "Хаббл" вращается на низкой околоземной орбите со скоростью 27 тыс. км/час, делая за сутки 16 оборотов вокруг нашей планеты. За четверть века он "накрутил" вокруг Земли около 5 млрд км.

НАСА не без гордости отмечает, что установленные на нем приборы позволяют наводить камеру на выбранный объект "с такой же точностью, как если бы лазерный луч был направлен на 10-центовую монету, находящуюся на расстоянии 350 км". По словам специалистов, телескоп обладает столь острым зрением, что "мог бы из Вашингтона разглядеть пару жуков- светлячков на Японском архипелаге".

Аппарат получил свое название в честь американского астронома Эдвина Хаббла (1889-1953), сделавшего ряд важных открытий, касавшихся, в частности, гипотезы расширения Вселенной. Управляет им Центр космических полетов имени Годдарда в штате Мэриленд, а его научную программу ведет Институт космических телескопов в Балтиморе.

В настоящее время помимо него в космосе находятся американские обсерватории "Чандра" и "Спитцер", а также Ядерный спектроскопический телескоп. НАСА планирует отправить на смену "Хабблу" новый телескоп, названный в честь Джеймса Уэбба (1906-1992), руководителя программы "Аполлон", которая позволила человеку побывать на Луне. Космическое ведомство США надеется запустить его в 2018 году.