МОСКВА, 4 августа. /ТАСС/. Больше половины россиян, хотя бы иногда пользующихся интернетом, регулярно обращаются в сети к рекомендательным сервисам, наибольший интерес представляют подборки новостей. Такой результат получили ученые из Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в результате опроса жителей РФ по репрезентативной выборке.
"ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провел опрос населения (в возрасте 14 лет и старше), результаты которого показали, что большинство (60%) россиян, выходящих в сеть хотя бы время от времени, просматривают рекомендации цифровых сервисов регулярно (часто или почти всегда). Наибольший интерес представляют подборки новостей (их просматривают 40 % опрошенных пользователей интернета) и развлекательных ресурсов (фильмы и сериалы - 32 %, музыка - 29 %)", - говорится в опубликованном на официальном сайте института материале о результатах исследования.
С возрастом, отмечается в материале ИСИЭЗ, доля пользователей интернета, которые регулярно просматривают рекомендации, снижается по большинству категорий. Исключением являются подборки новостей: доля тех, кто обращает на них внимание, практически равна во всех возрастных группах, кроме самой юной (14-17 лет) и самой старшей (60+). Кроме того, пользователи разных возрастов примерно одинаково откликаются на рекомендации и советы о здоровье.
Опрос показал гендерные различия в предпочтениях пользователей: женщины чаще мужчин просматривают рекомендации в области здоровья (28 % против 16 %) и подборки товаров (26 % против 19 %), а мужчины чаще обращают внимание на рекомендуемые онлайн-игры (17 % против 8 % среди женщин).
Преимущества рекомендаций сервисов
"Результаты опроса позволяют предположить, что рекомендательные системы повышают шансы получить преимущества и выгоды от использования интернета", - говорится в исследовании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
В частности, среди пользователей, которые часто просматривали перечни рекомендуемых товаров и услуг, 61 % смогли найти товар в интернете дешевле, чем в ближайшем магазине. Среди тех, кто просматривал их редко, таких 43 %, а среди респондентов, не получавших подобные рекомендации, - только 26 %.
"Аналогичная ситуация наблюдается и по другим категориям: рекомендациям в сфере обучения, здоровья и межличностной коммуникации. Чем активнее пользователь просматривает рекомендации, тем чаще он получает преимущества от использования интернета", - говорится в исследовании.
В ИСИЭЗ напоминают, что применение технологий искусственного интеллекта и больших данных позволило различным цифровым ресурсам (онлайн-платформам, сайтам, соцсетям) формировать на основе анализа пользовательских запросов персонализированные рекомендации в виде подборок контента. При этом рекомендательные системы могут использоваться и как инструмент манипуляции потребительским выбором.
Опрос проводился в рамках проекта "Мониторинг цифровой трансформации бизнеса" тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ с 4 августа по 7 сентября 2022 года.