Ученые: магнитная буря, вызвавшая северное сияние, стала самой мощной за последние 10 лет

По пятибалльной шкале мощности магнитных бурь ее оценили на четверку с плюсом

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 марта. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Северное сияние, которое наблюдалось накануне ночью во многих городах России, вызвала самая мощная за последние 10 лет магнитная буря.

Об этом сообщил корр. ТАСС Анатолий Белов, заведующий лабораторией вариации космических лучей Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН).

"Одномоментно на Землю воздействовали два мощных космических фактора - выброс солнечного вещества и большая полярная корональная дыра, направившая мощный поток солнечного ветра в сторону Земли", - сказал он.

По его словам, последний раз буря такой силы наблюдалась в октябре 2004 года. По пятибалльной шкале мощности магнитных бурь ее оценили на четверку, четверку с плюсом. Пик бури пришелся на период с 18:00 мск 17 марта до 03:00 мск 18 марта. По словам Белова, небольшие остаточные явления могут продержаться до сегодняшней ночи, но сияния такой силы в аномально южных широтах ожидать уже не приходится.

Белов утонил, что сияние за пределами полярного круга - довольно редкое явление, за последние 90-100 лет было не больше 100 ночей, когда их можно было наблюдать в средних широтах. "Самой южной точкой, где я лично наблюдал сияние, были Афины, 2003 год", - сказал он.

Одна из самых мощных магнитных бурь в XX веке, вызвавшая сияние, случилась в феврале 1946 года. Существуют свидетельства о том, что в 1859 году северное сияние наблюдалось в районе экватора.

Жители средней полосы России видели различные оттенки северного сияния - зеленые, фиолетовые, голубые и даже красные. Цвет, по словам Белова, больше зависит от места наблюдения, чем от физических явлений в верхних слоях атмосферы.

Само сияние возникло "в результате выделения квантов энергии в результате взаимодействия атомов азота, кислорода водорода и гелия с заряженными частицами, приходящими со стороны Солнца", пояснил ученый. Это явление распространилось по всей Земле, однако в Западном полушарии его не было видно, так как в пик магнитной бури там был день.