Томские ученые установили причину искривления зубов у мамонтов

Это связано с недостатком твердых частиц в их пище
Скелет мамонта в одном из залов музея мамонта им.П.Лазарева ИТАР-ТАСС/Валерий Шарифулин
Описание
Скелет мамонта в одном из залов музея мамонта им.П.Лазарева
© ИТАР-ТАСС/Валерий Шарифулин

ТОМСК, 10 марта. /ТАСС/. Ученые Томского госуниверситета выяснили, почему у некоторых мамонтов были кривые зубы. Как сообщил сегодня ТАСС автор исследований, палеонтолог ТГУ Андрей Шпанский, это связано с недостатком твердых частиц в их пище.

"Зубы стираются в результате потребления большого объема пищи - до 200 кг в сутки. Мамонты питались травой, вместе с ней попадали твердые частицы /пыль на листьях, земля на корешках/, которые стирали зубы. Скорость роста зубов компенсировала скорость стирания. Но иногда получалось, что задний зуб рос быстрее, чем стирался передний. Но он был сформирован, и ему требовалось место в челюсти. Поэтому задняя часть последнего зуба начинала в челюсти изгибаться", - рассказал он.

У мамонтов, как и у современных слонов, зубы росли горизонтально, от задней части челюсти к передней, уточнил ученый. При этом они менялись постепенно: по мере стирания одного зуба его заменял другой. Из-за сходства организмов исследования патологий костей и зубов у древних животных могут помочь в изучении и лечении современных животных.

По словам Шпанского, аномальные челюсти находили среди останков мамонтов в Европе, Томской области, Якутии и других регионах. Кроме того, в Якутии подобная патология выявлена у древних слонов. При этом, считает ученый, пока нельзя говорить о массовости патологии и о том, как она повлияла на выживаемость всего вида. Однако искривленные зубы были найдены у особей возраста 40-45 лет, в то время как мамонты могли доживать до 60-65 лет. "То, что он испытывал дискомфорт - это наверняка. Если бы этих процессов не было, то животное прожило бы дольше. Ему жилось бы лучше", - пояснил ученый.