Появился снимок Млечного Пути, сделанный при помощи "частиц-призраков"

ТАСС, 29 июня. Международный коллектив астрономов использовал антарктический детектор нейтрино IceCube для получения первой "фотографии" Галактики, полученной при помощи нейтрино, попавших в диск Млечного Пути из межгалактической среды или возникших в его толще. Об этом в четверг сообщила пресс-служба Висконсинского астрофизического центра IceCube (WIPAC).

"Первые в истории наблюдения за нашей Галактикой при помощи данного типа частиц вместо электромагнитных волн стали большим шагом вперед в развитии астрономии. Дальнейшее развитие нейтринной астрономии даст нам возможность наблюдать за Вселенной при помощи совершенно нового типа наблюдательных приборов", - заявил профессор Университета Дрекселя в Филадельфии Игнацио Табоада, чьи слова приводит пресс-служба WIPAC.

Космические нейтрино сверхвысоких энергий представляют собой мельчайшие и самые легкие частицы материи, разогнанные до околосветовых скоростей. Пока ученые не имеют точных представлений о том, как они возникают. Некоторые астрономы предполагают, что эти частицы разгоняются в горячих остатках взорвавшихся звезд Млечного Пути, а другие считают, что их источником являются ядра и облака газа в далеких галактиках.

В частности, пять лет назад исследователи из нейтринной обсерватории IceCube, установленной на южном полюсе Земли, локализовали один из их возможных источников - сверхмассивную черную дыру TXS 0506+056, расположенную в созвездии Ориона на расстоянии в 4,33 млрд световых лет от Земли. Год назад российские астрономы сообщили, что российско-европейская орбитальная обсерватория "Спектр-РГ" также недавно обнаружила два источника внегалактических нейтрино.

Нейтринная фотография галактики

Участники IceCube решили выяснить, можно ли использовать нейтрино для составления своеобразной "карты" или фотографии Млечного Пути, опираясь на то, как часто эти частицы, проходящие через разные уголки Галактики, достигают Земли.

Исследователи разработали алгоритм, который помог реконструировать точные траектории движения свыше 60 тыс. нейтрино. Следы их прохождения через атмосферу и породы Земли детекторы IceCube фиксировали в течение 10 лет работы установки. Используя эти данные, ученые построили трехмерную карту движения нейтрино через космос и сопоставили ее с тем, где предположительно находятся возможные источники частиц.

Это сопоставление позволило астрономам подготовить первый своеобразный снимок Галактики, полученный при помощи нейтрино. Также в ходе работы ученые нашли новые подтверждения того, что небольшая, но значимая часть частиц, зафиксированных IceCube, возникла в пределах Млечного Пути. Ранее об этом заявляли российские астрофизики, сравнившие данные с IceCube с результатами гамма-волновых наблюдений орбитальной обсерватории Fermi.

Последующее изучение этого снимка Галактики, как отмечают ученые, поможет определить положение внутригалактических источников нейтрино и раскрыть их природу.