В Мордовии будут производить нанопинцеты в сотни раз тоньше человеческого волоса

Ближайшие аналоги устройства в десятки и сотни раз больше и обладают очень ограниченным спектром действия

САРАНСК, 5 марта. /ТАСС/. В Центре нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовии будут выпускать инструменты для микроскопов - нанопинцеты, которые в сотни раз тоньше человеческого волоса. Они позволят работать с мельчайшими объектами размером от 30 нанометров.

"Нанопинцет прикрепляется на кончик микроманипулятора микроскопа и способен совершать сверхточные операции - захватывать, удерживать и манипулировать в трех плоскостях в реальном времени такими мизерными веществами, как углеродные нанотрубки и даже вирусы", - сказал директор проектной компании-разработчика Сергей Терёхин.

По его словам, ближайшие аналоги устройства в десятки и сотни раз больше и обладают очень ограниченным спектром действия.

"Наш нанопинцет совместим практически со всеми современными микроскопами и может работать в любой среде - в вакууме, газовой, жидкой среде, и при невысоких температурах", - пояснил Терёхин.

Разработчики считают, что их пинцет может быть востребован в исследовательских лабораториях и институтах, а также в организациях, использующих современные микроскопы и литографические системы.

Инструмент разработан командой ученых ряда московских технических вузов и Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН на основе функциональных материалов с эффектом "памяти формы". Сейчас опытный образец проходит тестирование, уже в апреле планируется запустить мелкосерийное производство наноинструментов.

Группа ученых, занимающаяся проектом по выпуску нанопинцета, уже получила предложение стать резидентом "Сколково", чтобы подготовить разработку к выходу на мировой рынок.