В России создали программный комплекс для поиска новых нефтегазовых месторождений

Разработку уже успешно протестировали несколько компаний

НОВОСИБИРСК, 9 июня. /ТАСС/. Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) им. А.А. Трофимука СО РАН разработали импортозамещающий программный пакет интерпретации геолого-геофизических материалов для построения моделей геологического строения, оценки перспектив нефтегазоносности осадочных комплексов, построения моделей залежей углеводородов и поиска новых нефтегазовых месторождений. Несколько нефтегазовых компаний успешно протестировали программу, рассказал ТАСС в пятницу заведующий лабораторией сейсмогеологического и математического моделирования природных нефтегазовых систем ИНГГ СО РАН Владимир Конторович.

"Наш пакет называется W-seis. Это пакет комплексной интерпретации материалов сейсморазведки и геофизических исследований скважин, данных глубокого бурения и аналитических (петрофизических, палеонтологических, литологических, геохимических) исследований. Результатом этих исследований являются прогнозные карты перспектив нефтегазоносности, модели залежей углеводородов и новых нефтегазоперспективных объектов, которые являются основой для оценки запасов и ресурсов углеводородов, разработки направлений геологоразведочных работ, выборе мест заложения глубоких скважин", - сказал Конторович, отметив, что программный комплекс не уступает западным аналогам.

Он добавил, что на сегодняшний день большинство нефтегазовых компаний и научно-исследовательских организаций России используют зарубежное программное обеспечение (ПО), лицензии на которое стоят очень дорого, кроме того, в настоящий момент возможности продлевать и обслуживать эти лицензии нет.

По словам Конторовича, пакет W-Seis не уступает, а в чем-то и превосходит зарубежные аналоги. "На мой взгляд, он гораздо более удобен в обращении, мобилен и, главное, открыт. Если возникает проблема, она решается, и это обновление автоматически включается в пакет", - сказал он.

Об использовании ПО в ИНГГ СО РАН

Сотрудники лаборатории сейсмогеологического и математического моделирования природных нефтегазовых систем ИНГГ СО РАН уже выполняют исследования в программном пакете W-seis. Это программное обеспечение используется также при обучении студентов геолого-геофизического факультета Новосибирского государственного университета и выполнении научно-исследовательских проектов СО РАН. В частности, с использованием этого программного комплекса был реализован проект, в рамках которого были построены модели геологического строения и выполнена оценка перспектив нефтегазоносности Сибирского сектора Арктической зоны России, включающего Арктические регионы Западной и Восточной Сибири, шельфы Карского моря и моря Лаптевых.

ИНГГ СО РАН сотрудничает с крупнейшими нефтегазовыми компаниями России. С использованием пакета W-Seis выполнялись работы по заказам компаний "Роснефть", "Газпром", "Газпром нефть", "НОВАТЭК" и других.

Младший научный сотрудник лаборатории сейсмогеологического и математического моделирования природных нефтегазовых систем Ксения Канакова рассказала ТАСС, что W-seis может эффективно использоваться не только для прогноза перспективных для бурения территорий, но и в процессе разработки уже открытых месторождений.

В проекты добавляются аналитические данные, полученные по результатам исследований каменного материала скважин, - о возрасте пород, результатах испытаний пластов, петрафизические, электрические, радиоактивные характеристики пород, которые используются при оценке пористости, проницаемости, нефтенасыщенности резервуаров. "В процессе жизни месторождений скважины на них бурятся десятилетиями. На крупных месторождениях может быть пробурено до тысячи поисковых, разведочных и эксплуатационных скважин, и в процессе разработки модели залежей постоянно уточняются. Наш пакет работает со всеми типами скважин - вертикальными, наклонными, горизонтальными и может быть использован на всех стадиях геолого-разведочных работ", - сказала она.

Канакова добавила, что еще одним преимуществом отечественного пакета перед зарубежным является то, что он работает на всех операционных системах, включая Linux.

Программный пакет в тестовом режиме использовался четырьмя российскими нефтегазовыми компаниями и получил положительные отзывы. Сейчас разработчики ведут переговоры с индустриальными партнерами.