ТОМСК, 29 мая. /ТАСС/. Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) нашли способ сделать сжигание мазутного топлива более эффективным, что позволит продлить срок службы котельного и теплового оборудования и уменьшить количество сжигаемого топлива за счет оптимизации процессов. Даже небольшое повышение эффективности может сэкономить миллиарды долларов в год, сообщает в понедельник пресс-служба вуза.
"Политехники провели эксперименты по соударению водо-мазутного топлива с твердой подложкой и проверили, как на него влияют температура топлива и стенок оборудования, концентрация воды в составе, размеры капель и скорость их распыления. Исследование показало, что для эффективной работы теплового оборудования необходимы определенные условия фрагментации капель топлива между собой или стенками оборудования", - говорится в сообщении.
Ученые установили, что оптимальной температурой водо-мазутной эмульсии является 80 градусов, а температура стенок - больше 200 градусов. Благодаря этому на них образуется меньше сажи. Эти параметры помогают "дробить" капли, а, следовательно, снижают время задержки их зажигания и увеличивают полноту выгорания.
"При неправильных параметрах работы системы, когда есть избыток или недостаток воздуха, топливо, как правило, не успевает сгорать и долетает до стенок оборудования. Из-за этого на них образуется сажевый нагар, что может в будущем привести к локальному перегреву стенки. Чтобы избежать этого необходимо учитывать параметры распыления капель мазутного топлива", - приводятся слова доцента Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ Никиты Шлегеля.
Кроме того, ученые выяснили, как можно снизить антропогенные выбросы. Для этого они добавили к мазутному топливу воду в определенной концентрации и активную добавку "Твин-80" для легкого перемешивания получившейся эмульсии. Так, концентрация воды для эффективного вторичного измельчения должна составлять около 10%. Исследование поддержано Российским научным фондом.
В России семь ТЭС, которые работают на мазутном топливе, и более 3 тыс. котельных и станций, использующие его, как резервное топливо для запуска котлов. Большое количество морских судов также работает на мазуте. Последние зарубежные исследования показывают, что если увеличить эффективность сжигания мазутного топлива хотя бы 2%, то это позволит сэкономить в год более $1,5 млрд.