НОВОСИБИРСК, 26 мая. /ТАСС/. Ученые из России и Белоруссии разработали технологию получения за короткое время алюминиевых бронз, превосходящих аналоги по механической прочности. Этот материал может быть использован в авиа- и судостроении, а также для изготовления ювелирных изделий, сообщает в пятницу официальное издание СО РАН "Наука в Сибири".
"Исследователи из Института химии твердого тела и механохимии СО РАН, Института гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН, Объединенного института машиностроения НАН Беларуси и Новосибирского государственного технического университета разработали новый вариант порошковой технологии получения алюминиевых бронз, обладающих улучшенными механическими свойствами", - говорится в материале. Результаты исследований опубликованы в журнале Materials Letters.
Коллектив ученых предложил способ изготовления монофазной бронзы, единственным легирующим элементом которой является алюминий, в то время как коммерческие алюминиевые бронзы в дополнение к алюминию содержат никель и железо для образования упрочняющих включений.
Механическая обработка исходных порошков в высокоэнергетической мельнице способствует их эффективному смешиванию и измельчению. Затем для консолидации полученных смесей используется метод электроискрового спекания.
"Технология консорциума специалистов позволила получить плотный (с плотностью до 98% от теоретической) объемный материал за очень короткое время. Кроме того, итоговые алюминиевые бронзы имеют достаточно мелкий размер кристаллитов (~100 нм), что является неоспоримым преимуществом, если говорить об эксплуатации", - сказано в статье.
Уточняется, что полученные образцы не уступают характеристикам известных коммерческих бронз близкого состава, применяемых в машиностроении, по пределу текучести, пределу прочности, деформации при разрушении, микротвердости и удельной электропроводности, а значения механической прочности превосходят аналоги. Все это позволяет материалу, создаваемому по новой технологии, легко поддаваться обработке давлением при высоких и низких температурах и быть перспективным для изготовления деталей, работающих при высоких нагрузках и больших скоростях.