Пчелы бросили цветы из-за ЛЭП

Экологи выяснили, что в клетках пчел, приближавшихся к ЛЭП на 10-25 м, было вдвое больше белка стресса Hsp70, чем в организме насекомых, опылявших цветы на расстоянии в 200-300 м от линий электропередачи

ТАСС, 12 мая. Группа чилийских и аргентинских экологов под руководством Марко Молины-Монтенегро, профессора Университета Тальки (Чили), обнаружила, что электромагнитные поля линий электропередачи сильно нарушают работу систем навигации пчел, вызывают клеточный стресс в их организме и мешают им опылять цветы. Результаты наблюдений опубликованы в журнале Science Advances.

Исследователи проследили за взаимодействием пчел и цветов рядом с ЛЭП в деревне Кинавамида в Чили, изучив, как электромагнитные поля ЛЭП влияют на уровень гормонов стресса насекомых и как менялось их поведение при отключении или усилении вырабатываемых ЛЭП полей.

Результаты показали, что в клетках пчел, приближавшихся к ЛЭП на 10-25 м, было вдвое больше белка стресса Hsp70, чем в организме насекомых, опылявших цветы на расстоянии в 200-300 м от линий электропередачи. Пчелы также втрое реже собирали нектар и опыляли цветы, которые росли рядом с вышками.

"Это негативно воздействует на индивидуальные растения и ведет к снижению уровня видового разнообразия флоры, а также повышает шансы на гибель отдельных пчел и их ульев", - считают исследователи.

В последние годы экологи и биологи часто сообщают о сверхбыстром сокращении численности домашних и диких пчел, а также шмелей. Причины их вымирания не известны, однако есть предположение, что это связано как с глобальным потеплением, так и с появлением новых болезней и паразитов: клещей из рода Varroa, вируса DWV и "синдрома коллапса колоний", при котором рабочие особи бросают маток и массово покидают ульи.