Астрономы обнаружили одну из самых мощных и долгоиграющих космических вспышек

Она продлилась более двух лет

ТАСС, 12 мая. Международный коллектив астрономов обнаружил одну из самых мощных и долгоиграющих космических вспышек, которая возникла внутри галактики в созвездии Лисички на расстоянии 8 млрд световых лет от Земли и продлилась более 2 лет. Об этом сообщила в пятницу пресс-служба Саутгемптонского университета в Великобритании.

"Мы совершили это открытие совершенно случайно во время анализа данных при помощи алгоритма, нацеленного на поиск некоторых типов сверхновых. Большинство вспышек такого рода, а также эпизоды приливного разрушения звезд длятся всего несколько месяцев, прежде чем они начинают тускнеть. Вспышка AT2021lwx сохраняла высокую яркость на протяжении более двух лет, что само по себе делает ее крайне необычной", - заявил научный сотрудник университета Филип Уайзмен, чьи слова передает пресс-служба.

Открытая Уайзменом и его коллегами вспышка обладала рекордно высокой энергией для всех объектов космоса помимо активных квазаров, сверхмассивных черных дыр в центрах активных галактик. Ученые обнаружили ее в рамках проекта ZTF.

За последнее столетие астрономы открыли десятки различных видов космических вспышек, в том числе взрывы сверхновых, гамма-всплески, во время которых за очень короткое время выделяется примерно такое же количество энергии, которое Солнце вырабатывает за год и более. Астрономы активно изучают эти события, так как они играют важную роль в процессе химической эволюции Вселенной.

О вспышке

Вспышку AT2021lwx обнаружил в середине апреля 2021 года роботизированный телескоп проекта ZTF. Изначально ученые предполагали, что она появилась в результате взрыва одного из относительно редких подтипов сверхновых второго типа (IIn). Последующие наблюдения заставили астрономов усомниться в этой теории, так как яркость AT2021lwx продолжала расти на протяжении более полугода и оставалась высокой более двух лет. В конечном итоге вспышка достигла рекордно высокой яркости и выделила огромное количество энергии, сопоставимое со вспышкой активности квазаров.

Ученые считают, что космический взрыв произошел из-за гигантского облака из достаточно плотного газа, которое было разорвано на части притяжением сверхмассивной черной дыры.

Последующие наблюдения за вспышкой AT2021lwx, как надеются Уайзмен и его коллеги, помогут им проверить эту теорию и определить массу облака, создавшего космический взрыв. Кроме того, астрономы надеются, что им удастся открыть другие примеры подобных явлений и понять, как часто они могут возникать во Вселенной.