Для молекул обезболивающей мефенамовой кислоты подобрали оптимальную "упаковку"

Ученые обнаружили, что силу действия этой кислоты можно значительно увеличить, если поместить ее молекулы внутрь специально разработанных аэрогелей на базе кремнезема

МОСКВА, 2 мая. /ТАСС/. Российские химики обнаружили, что силу действия мефенамовой кислоты, одного из обезболивающих средств, можно значительно увеличить, если поместить ее молекулы внутрь специально разработанных аэрогелей на базе кремнезема. Об этом сообщила во вторник пресс-служба Российского научного фонда (РНФ).

"Наше исследование было направлено на создание средств доставки лекарственных соединений, что особенно важно для веществ с низкой растворимостью и биодоступностью. В нашей работе мы показали, что использование аэрогеля из кремнезема в качестве носителя мефенамовой кислоты стабилизирует ее аморфное фазовое состояние, что существенно увеличивает растворимость", - заявил старший научный сотрудник Института химии растворов РАН (Иваново) Илья Ходов, чьи слова приводит пресс-служба РНФ.

Аэрогели представляют собой твердые вещества, похожие по своей структуре на пористые губки. Они используются в качестве изоляционных материалов, одного из ключевых компонентов суперконденсаторов и различных фильтров. Российские ученые выяснили, что аэрогели на базе кремнезема можно также применять в качестве своеобразной "упаковки" для слаборастворимых лекарств, которая повышает их биодоступность.

Ходов и его коллеги пришли к такому выводу в ходе экспериментов по изучению взаимодействий между кремнеземными аэрогелями и молекулами мефенамовой кислоты. Она представляет собой мощное обезболивающее и противовоспалительное средство, в теории способное подавлять боль при развитии ревматоидного артрита и прочих хронических воспалительных заболеваний.

Новая "упаковка" для лекарства

Это вещество было открыто еще в середине прошлого столетия, однако сейчас мефенамовая кислота почти не применяется на практике из-за того, что ее кристаллы плохо растворяются в воде и обладают низкой биодоступностью. Ученые в России предположили, что молекулы этого вещества можно "упаковать" таким образом, что они будут быстрее проникать в пораженные органы и ткани и активнее воздействовать на них.

Руководствуясь этой идеей, ученые подготовили частицы аэрогеля из кремезема, заполненные молекулами мефенамовой кислоты. Эти структуры, как показывают опыты на животных, значительно активнее распространяются по организму и проникают в пораженные органы тела, чем кристаллы малорастворимых лекарств, что побудило химиков изучить, как аэрогели и мефенамовая кислота взаимодействует друг с другом.

Проведенные ими опыты указали на то, что взаимодействия между аэрогелем и молекулами лекарства приводят к тому, что почти 80% молекул мефенамовой кислоты переходят в особое энергетическое состояние, в котором они лучше растворяются в биологических жидкостях. В теории, это будет способствовать их высвобождению и активации при введении лекарств на базе аэрогелей в организм пациента.

В ближайшее время исследователи планируют проследить за тем, как будет растворяться лекарство при введении частиц аэрогелей в среды, максимально похожие по своему составу и свойствам на организм человека. Успешное завершение этих опытов и последующих экспериментов значительно расширит арсенал медиков по борьбе с различными хроническими воспалительными заболеваниями, подытожили ученые.