Все новости

В России создали мембраны для экономичных водородных топливных элементов

Технологию внедрят в производство в ближайшее время

МОСКВА, 24 апреля. /ТАСС/. Исследователи из России разработали ионообменные полимерные мембраны на базе перфторированных органических соединений, пригодные для создания экономичных водородных топливных элементов. Эта технология будет внедрена в производство уже в ближайшее время, сообщила в понедельник пресс-служба МФТИ.

"Совместно с индустриальным партнером за первый год реализации проекта были разработаны "ноу-хау" для получения суспензий перфторированных полимеров и мембран на их основе методом полива. Это первые, но важные шаги по созданию полной технологической цепочки получения протонпроводящих мембран" - заявила руководитель лаборатории Технологии ионообменных мембран МФТИ (Долгопрудный) Софья Морозова, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Топливные элементы представляют собой один из относительно новых способов хранения электрической энергии, в которых энергия извлекается в результате химических реакций между двумя растворами химических веществ. Как правило, они состоят из емкостей, насосов, наборов электродов и специальной мембраны, позволяющей веществам, присутствующим в том и другом растворе, вступать в реакции друг с другом.

Подобные батареи более долговечны, чем их "твердые" литиевые аналоги, однако их достаточно сложно и дорого изготавливать, в том числе из-за высокой стоимости ионообменных мембран. Российские исследователи разработали новую технологию производства этого компонента топливных элементов, которая позволит значительно сократить расходы на производство подобных источников питания.

Морозова и ее коллеги обнаружили, что мембраны, избирательно пропускающие через себя протоны, можно относительно дешево получать из полимерного сырья на базе перфторатов, органических соединений фтора. Как отметили в пресс-службе МФТИ, созданные учеными мембраны производятся на базе суспензий перфторированных полимеров при помощи метода полива, однако детали его применения пока являются коммерческой тайной.

По словам разработчиков, технология позволит производить экономичные отечественные мембраны для топливных элементов. Быстрый выход на практический этап планируется за счет сочетания фундаментальных научных разработок с оперативным применением технологических решений на базе индустриального партнера проекта. В ближайших задачах научного коллектива - работы по увеличению прочности мембраны без потери ионной проводимости за счет введения наноразмерных добавок.