Исследователи открыли реакцию, которая упростит синтез лекарств на базе селена

По мнению ученых, новые вещества, как и уже применяемые аналоги, тоже будут обладать биологической активностью широкого спектра

МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Исследователи из России разработали цепочку реакций, которая позволяет быстро и легко получать ранее не известные селенсодержащие гетероциклы, аналоги которых широко применяются в фармацевтической химии для синтеза противомикробных и противовирусных препаратов. Об этом в среду сообщила пресс-служба Российского научного фонда (РНФ).

"В рамках нашего исследования мы развиваем концептуально новый подход и систематически исследуем бифункциональные реагенты для активации малых молекул. Касаемо недавно опубликованной реакции циклоприсоединения - тут открываются интересные перспективы по изучению биологической активности нового класса гетероциклов, чем мы уже и начали заниматься", - сообщил первый заместитель директора Объединенного института химических исследований РУДН (Москва) Александр Цховребов, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Селен представляет собой один из элементов шестой группы таблицы Менделеева, который достаточно часто встречается в природе. Он широко применяется как в полупроводниковой промышленности, так и используется в фармацевтике и медицине в качестве одного из основных компонентов противораковых препаратов и различных лекарств, подавляющих вирусные и бактериальные инфекции.

Цховребов и его коллеги выяснили, что процесс синтеза селеносодержащих органических веществ можно упростить и ускорить при помощи открытой ими реакции, позволяющей получить ранее неизвестный класс циклических органических молекул, в чьей структуре присутствуют атомы селена.

Как отмечают исследователи, по структуре открытые молекулы очень похожи на коммерческие соединения, лежащие в основе эбселена и похожих на него препаратов с противовоспалительными и антиоксидантными свойствами. Исследователи считают, что новые вещества, как и их уже применяемые аналоги, тоже будут обладать биологической активностью широкого спектра.

Их создание и изучение будет упрощено тем, что новая реакция позволяет синтезировать новые варианты селеноорганических гетероциклических соединений в одну стадию за несколько минут с почти 100% уровнем выхода продукта. Это позволит химикам и фармацевтам быстро создать целые библиотеки водорастворимых катионных гетероциклов, потенциально интересных с точки зрения изучения их биологической активности, подытожили ученые.