Нервные клетки не восстанавливаются.

Нервные клетки не восстанавливаются. Правда ли это?

© Сергей Бобылев/ТАСС
Спойлер: уже давно известно, что это совсем не так. Выяснили, как ученые опровергали это заблуждение

Многие наверняка слышали, что…

?

…нервные клетки, или нейроны, не восстанавливаются. На самом деле этот миф уже давно опровергнут. Но как он сформировался и как в действительности обновляются нервные клетки в человеческом организме?

Так что на самом деле?

?

В конце XIX века нобелевский лауреат, гистолог Сантьяго Рамон-и-Кахаль сформулировал долгое время непоколебимую догму: "После завершения развития источники роста и регенерации аксонов и дендритов (отростки, передающие и принимающие импульс от одного нейрона к другому — прим. ТАСС) безвозвратно иссякали. У взрослого человека нервные пути представляют собой нечто фиксированное, законченное и неизменное. Все может умереть, ничто не может возродиться. Наука будущего должна изменить, если возможно, этот суровый указ".

Нервные клетки сами по себе действительно не делятся. Поэтому принято говорить, что они не восстанавливаются. Тем не менее у человека есть процесс образования новых нервных клеток и их внедрения в нейронную сеть — нейрогенез.

В 1960–90-х годах исследования показали, что у подопытных животных нейрогенез происходит на протяжении всей взрослой жизни. К концу ХХ века рождение новых нейронов было подтверждено и в человеческом мозге. Это доказало, что:

• у человека происходит генезис нервных клеток;
  • человеческий мозг (или по крайней мере отдельные его части) сохраняет потенциал самообновления на протяжении всей жизни. Однако у стареющих людей наблюдается снижение нейропластичности, то есть, в общих словах, способности мозга к изменениям. Из-за этого в пожилом возрасте могут наблюдаться ухудшение памяти и когнитивные расстройства.

Ученые зафиксировали, что нейроны генерируются главным образом в зубчатой извилине гиппокампа (участвует в формировании эмоций, пространственной памяти, нужной для навигации, переходе кратковременной памяти в долговременную), а также в субвентрикулярной зоне латеральных желудочков. В настоящее время появляются сообщения об обнаружении процесса обновления клеток и в других частях головного мозга. Но пока они не имеют достаточной доказательной базы.

Нейрогенез — важная основа, обеспечивающая пластичность мозга, которая в свою очередь имеет большое значение для памяти и когнитивных функций человека. Процесс появления новых клеток проходит в несколько этапов. Если не вдаваться в подробности, сначала происходит деление стволовых клеток: одна со временем преобразуется в нейрон, который занимает место в мозге. Вторая остается стволовой, что впоследствии помогает продолжить процесс регенерации клеток.

Гибель нервных клеток в человеческом организме — тоже нормальный физиологический процесс. Их разрушение может происходить как в процессе старения, так и из-за различных болезней, травм или внешних факторов (стресс, алкоголь, по некоторым данным, даже питание).

Но и регенерацию нейронов, предположительно, можно стимулировать — например, в так называемой обогащенной среде (комфортные условия проживания, наличие пищи, физической, интеллектуальной и социальной активности) или при помощи физических занятий. Хотя и в последнем тоже есть сомнения.

Что в сухом остатке?

?

На сегодняшний день в человеческом мозге еще есть что изучать. В том числе и сам процесс нейрогенеза. Однако вопрос именно о восстановлении нейронов можно считать закрытым.

Редакция проекта "Проверка информации"