Все новости

На платформе "Северный полюс" в Арктике впервые проведут ротацию экипажа

По словам директора ААНИИ Александра Макарова, эта задача "весьма сложная", так как экспедиция находится практически на пределе вертолетной досягаемости

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 апреля. /ТАСС/. Ротация экипажа ледостойкой платформы (ЛСП) "Северный полюс", отправившейся в свою первую дрейфующую экспедицию осенью прошлого года, пройдет в этом году, после чего платформа продолжит работу в Арктике, сообщили журналистам в понедельник в пресс-службе Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). Ранее глава Росгидромета Игорь Шумаков отмечал, что ЛСП "Северный полюс" выгоднее оставить в Арктике на второй год, чем возвращать в Петербург.

"Переброску экспедиционников планируется осуществить вертолетами. В операции будет задействовано два Ми-8 АМТ. Это весьма сложная задача, так как экспедиция находится далеко от большой земли, практически на пределе вертолетной досягаемости. Для проведения операции на нашей научной базе "Мыс Баранова" еще до старта СП-41 [экспедиция "Северный полюс-41" - прим. ТАСС] началась подготовка взлетно-посадочной полосы", - рассказал директор ААНИИ Александр Макаров, его слова привели в пресс-службе.

Основная ротация и доставка грузов запланирована на август. Она будет проходить с использованием научно-экспедиционного судна. До этого, в апреле, планируется провести частичную ротацию полярников. Вертолетами к месту дрейфа доставят десять полярников, в том числе шесть членов экипажа и четыре научных специалиста.

В данный момент, отметили в пресс-службе ААНИИ, экспедиция "Северный полюс-41" находится в Арктике уже шесть месяцев и успешно дрейфует в высоких широтах Северного Ледовитого океана. От точки старта полярная станция преодолела почти 800 км. Сейчас станция движется в приполюсном районе - около 88 градусов северной широты, от географического полюса ее отделяет около 220 км.

"Дрейф проходит при непростых условиях. Динамика льда в районе станции весьма активная, на базовом поле неоднократно наблюдались трещины и подвижки льда. В таких случаях оборудование перемещается на борт судна, откуда ученые продолжают исследования. При стабилизации ситуации научный лагерь вновь разворачивается на льду. Выбранный формат организации дрейфующих станций при поддержке ЛСП "Северный полюс" полностью себя оправдывает. Судно стало для полярников безопасным и уютным домом, качественной рабочей площадкой, оснащенной всем необходимым оборудованием для полноценной научной работы", - подчеркнул Макаров.

Уже сейчас с помощью ЛСП "Северный полюс" ученые собрали обширный массив научных данных о состоянии природной среды и изменениях, происходящих в высокоширотной Арктике, которые будут анализироваться на большой земле. Данные оперативных метеонаблюдений ежесуточно уходят в Гидрометцентр Росгидромета. В настоящее время экспедиция "Северный полюс-41" является единственным источником метеоинформации на огромную часть Северного Ледовитого океана. Часть передаваемых данных также уже используется специалистами ААНИИ для подготовки ледовых прогнозов для обеспечения навигации по трассе Северного морского пути.

Об ЛСП "Северный полюс"

ЛСП "Северный полюс" - научно-исследовательское судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17).

Экспедиция "Северный полюс-41" (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция "Северный полюс" ("Северный полюс-1") начала работу 21 мая 1937 года. В 2022 году, спусти 85 лет с ее образования, программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне - экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы "Северный полюс".