Все новости

Эксперт: создание биобанков клеток в России позволит ускорить разработку лекарств

По мнению ведущего научного сотрудника лаборатории эпигенетики развития Института цитологии и генетики (ИЦиГ) СО РАН Сергея Медведева, клеточные линии могут стать альтернативой использованию лабораторных животных

НОВОСИБИРСК, 17 марта. /ТАСС/. Создание системы биобанков клеточных линий в России позволит импортозаместить клеточные технологии и ускорить производство лекарств. Клеточные линии могут стать альтернативой использованию лабораторных животных, сообщил в кулуарах научно-практического семинара "Достижения современной биологии для развития практической медицины" ведущий научный сотрудник лаборатории эпигенетики развития Института цитологии и генетики (ИЦиГ) СО РАН Сергей Медведев.

"Необходимо создать в России такие биобанки клеток, чтобы технологии развивались. Мы сейчас в такой ситуации находимся, что мы должны сами, внутри нашей большой страны для себя импортозамещать клеточные технологии. Кроме того, это позволит сократить время разработки препарата. Мы это умеем делать, есть специалисты, есть задел - есть коллекция культур в ИЦиГе, там уже десятки линий, теперь нужно масштабировать", - сказал Медведев.

Он добавил, что в России есть необходимость создать специализированный биобанк, где будут храниться типы клеток, моделирующих заболевание, на которых можно испытывать лекарственные препараты.

Ученый пояснил, что клеточные биобанки - специальные хранилища с жидким азотом, обеспечивающие безопасное хранение биологических образцов. "Удобно, когда центров таких в огромной стране не один, а хотя бы два, чтобы обезопасить это хранение, и использовать эти клеточные линии могут все исследовательские лаборатории в России по заявке", - сказал Медведев.

Он добавил, что клеточные линии, моделирующие определенные заболевания, могут стать альтернативой лабораторным животным, что, с одной стороны, это ускорит время разработки препаратов, с другой стороны, улучшит качество исследования. "Это клетки человека, в них работают человеческие гены, человеческий геном, человеческие белки, они отличаются от генома мыши. У нас есть много общего, но если брать центральную нервную систему, головной мозг, есть множество отличий", - сказал ученый.

О клеточных моделях для исследования болезни Паркинсона

Медведев объяснил, что, например, для исследования болезни Паркинсона не существует хорошей генетической мышиной модели. "Человеческий ген вставляют в геном мыши, происходят мутации, с молекулярной точки зрения происходят определенные изменения характерные для болезни Паркинсона, но мышка чувствует себя прекрасно, у нее нет такого фенотипа, как есть у человека", - рассказал Медведев, пояснив, что гораздо более эффективна в этом случае работа с клетками человека. "Это человеческая модель, которая позволяет работать с клетками человека, не залезая ему в головной мозг или в сердце. Работает полностью человеческий геном", - добавил он.

В частности, в институте реализован проект по изучению генетики болезни Паркинсона у пациентов с ранним развитием болезни - до 50 лет. "Мы взяли небольшую выборку пациентов - это были пять пациентов, по сути молодые люди, до 50 лет. И даже, имея такую небольшую выборку, нам удалось найти среди них интересные генетические варианты", - рассказал он. Ученым удалось выявить у пациентов с ранним проявлением болезни Паркинсона мутации, которые раньше были ассоциированы с другими патологиями. Клеточные модели позволят проверить гипотезы ученых, а также уточнить диагноз с помощью генетических тестов.