Выявлены три вида бактерий микрофлоры, усиливающих иммунотерапию рака кожи

По словам ученых, присутствие в кишечнике Bifidobacterium adolescentis, Faecalibacterium prausnitzii и Eubacterium rectale усиливало эффективность лечения

МОСКВА, 14 марта. /ТАСС/. Исследователи из России обнаружили, что действие иммунотерапии на рак кожи, можно усилить, если повысить численность трех видов бактерий микрофлоры в кишечнике пациентов. Об этом во вторник сообщила пресс-служба Российского научного фонда (РНФ).

"Мы выявили три вида бактерий, которые в 85% случаев были связаны с успешной иммунотерапией рака. Один из них - представитель бифидобактерий, содержащихся в молочных продуктах и используемых в пробиотиках. Это говорит о том, что для более успешной терапии меланомы можно рекомендовать пациентам принимать пробиотики, улучшающие микрофлору", - пояснил старший научный сотрудник ФНКЦ физико-химической медицины имени Лопухина (Москва) Евгений Олехнович, чьи слова приводит пресс-служба РНФ.

Многие формы рака эффективно сопротивляются действию химиотерапии и радиотерапии и дают метастазы. Для борьбы с этими разновидностями опухолевых клеток биологи разрабатывают вакцины и иммунотерапии, "обучающие" иммунитет самостоятельно уничтожать метастазы и первичные новообразования.

Олехнович и его коллеги обнаружили, что эффективность действия иммунотерапии на определенные типы меланомы зависит от вида бактерий, присутствующих в микрофлоре пищеварительной системы пациента. Ученые пришли к такому выводу в ходе анализа видового состава и разнообразия микрофлоры у 450 пациентов с меланомой, проходивших иммунотерапию.

Микрофлора и иммунотерапия

Исследователи сопоставили различия в структуре микрофлоры у этих больных с тем, насколько эффективно на них подействовала иммунотерапия, что позволило им выделить несколько вариаций микробов, способствующих излечению от рака, или же, наоборот, снижающих эффективность данного подхода для борьбы с опухолями.

В число первых, как отмечают Олехнович и его коллеги, вошли три вида бактерий, Bifidobacterium adolescentis, Faecalibacterium prausnitzii и Eubacterium rectale, чье присутствие в кишечнике в подавляющем числе случаев приводило к усилению эффективности иммунотерапии. Схожим, но менее выраженным образом на иммунитет действовали другие микробы, чьи клетки активно вырабатывали жирные кислоты, витамин B-12 и различные сигнальные молекулы.

В противоположность этому, эффективность действия иммунотерапии снижалась при присутствии в микрофлоре бактерий, которые являлись носителями генов, защищающих бактерий от действия антибиотиков. Эти микробы, как отмечают ученые, могли быть как патогенными бактериями, так и условно безопасными для жизни человека симбионтами.

Как отмечают исследователи, эти биомаркеры микрофлоры можно использовать как для прогнозирования эффективности иммунотерапии для каждого конкретного пациента, так и выработки мер, которые позволят повысить силу ее действия. В частности, пробиотики, способствующие размножению Bifidobacterium adolescentis, Faecalibacterium prausnitzii и Eubacterium rectale, в теории позволят усилить действие иммунотерапии на опухоли, подытожили ученые.