Все новости

Создана система навигации комбайнов для добычи калия без участия человека

Разработка может помочь вывести рабочих из опасных участков, решить проблему дефицита квалифицированных кадров и снизить вероятность профессиональных заболеваний

МОСКВА, 10 марта. /ТАСС/. Ученые Горного института филиала Пермского федерального исследовательского центра (ПФИЦ) Уральского отделения РАН (УрО РАН) разработали систему навигации комбайнов, используемых при добыче на калийных месторождениях, которая позволяет технике проходить горные выработки без дополнительного контроля со стороны инженеров. Об этом сообщает в пятницу пресс-служба Министерства образования и науки РФ.

"Наша система представляет собой набор датчиков. Акселерометры и гироскопы в ней расположены перпендикулярно в трех плоскостях. Акселерометры измеряют ускорение, а гироскопы - положение в пространстве, то есть идет измерение всех углов по всем плоскостям. При помощи ускорения можно вычислить пройденный путь. Таким образом, осуществляем навигацию от первой заданной точки и определяем координаты в следующей. Подобные системы работают как дополнительная навигация в местах, где недостаточно GPS", - передает пресс-служба слова кандидата технических наук, старшего научного сотрудника ГИ УрО РАН (филиала ПФИЦ УрО РАН) Дениса Кормщикова.

Разработка пермских ученых дает возможность вывести рабочих из опасных участков, решить проблему дефицита квалифицированных кадров, снизить вероятность профессиональных заболеваний, а также получить экономическую выгоду для компании. Так называемая инерциальная навигационная система не требует наличия внешних ориентиров или поступающих извне сигналов. На самом комбайне установлен монитор, блок навигации и вычислений, а также устройство для определения скорости движения и уточнения местоположения транспорта. Связь же с диспетчером на руднике происходит по радиоканалу.

По данным Минобрнауки РФ, первые испытания на калийном руднике показали, что комбайн с новой системой навигации преодолевает прямой участок горной выработки длиной до 300 метров без дополнительного контроля со стороны горного инженера. При этом отклонение от проектной оси выработки не превышает 20 см.

Как пояснили исследователи, в этом году комбайн также будет дооборудован системой детекторов для измерения гамма-излучений в горном пласте, что позволит перейти к автономному или даже дистанционному управлению комбайном при добыче полезного ископаемого. "В декабре 2023 года мы планируем закончить опытно-промышленные испытания. В течение 2024 года готовы произвести еще пять образцов системы навигации и отладить серийное производство", - отметил Кормщиков, добавив, что ученые уже подали заявку на патент для своего изобретения.

По словам ученых, разработкой подобных систем занимаются в Канаде, Швеции и Австралии, однако российская навигация использует меньшее количество вспомогательных систем, проще в обслуживании и дешевле при внедрении, при этом она не уступает зарубежным аналогам в точности.