В Новосибирске провели экспериментальную терапию рака литием-6

По словам специалистов, это позволит повысить эффективность уничтожения раковых клеток до 100%

НОВОСИБИРСК, 28 февраля. /ТАСС/. Ученые Института ядерной физики (ИЯФ) им. Г. И. Будкера СО РАН впервые в мире провели эксперимент на лабораторных животных по перспективной методике лечения рака - нейтрон-захватной терапии с использованием препаратов лития-6, что позволит достичь стопроцентной доставки препарата в клетки опухоли и повысить эффективность терапии. Об этом во вторник сообщили журналистам в пресс-службе ИЯФ СО РАН.

"Специалисты Института клинической и экспериментальной лимфологии СО РАН и Института ядерной физики СО РАН показали на лабораторных животных, что литий можно накопить в клетках опухоли в концентрации, достаточной для проведения терапии, и с такой однократной инъекцией лития справляются почки. Уникальность проведенного исследования в том, что, несмотря на кажущуюся очевидность, такое исследование проведено впервые в мире", - рассказали в пресс-службе.

В мире применяется бор-нейтронозахватная терапия (БНЗТ) рака - методика, направленная на избирательное уничтожение клеток злокачественных опухолей, в которых накапливают изотоп бора, а затем облучают потоком нейтронов. Этот метод предполагает целенаправленное уничтожение только раковых клеток без хирургического вмешательства. Эксперименты показывают эффективность такого способа лечения опухолей головного мозга и других видов онкологических заболеваний, которые плохо поддаются традиционным методам.

Ученые ИЯФ СО РАН предложили заменить бор литием, что позволит повысить эффективность уничтожения раковых клеток до ста процентов, в то время как эффективность БНЗТ составляет около 84 %. Эксперимент показал, что литий накапливается в почках, однако не влияет на их функции.

В России заработала государственная программа по переводу ускорительного источника нейтронов, построенного в ИЯФ СО РАН, в клиническую фазу. В 2023-2024 годах специалисты института изготовят и поставят его в ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н. Н. Блохина" для проведения доклинических и клинических испытаний нейтрон-захватной терапии рака.