В Красноярске выявили полезные свойства наночастиц железа

Их можно будет использовать для очистки воды и для разрушения раковых клеток

МОСКВА, 21 февраля. /ТАСС/. Специалисты Сибирского федерального университета (СФУ) и Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН (ФИЦ КНЦ СО РАН) выявили полезные свойства наночастиц оксида железа в углеродной оболочке, сообщили в пресс-службе Минобрнауки РФ во вторник. Эти наночастицы показали высокую эффективность при очистке воды от органических красителей и пригодность для направленного разрушения раковых клеток.

"Мы изучили свойства наночастиц, изготовленных из оксида железа и обернутых в "шубу" из углерода, и проверили, как они справляются с извлечением анионных и катионных органических красителей (родамина и эозина, дающих оттенки розового и красного) из воды. Оказалось, что оба типа красителей хорошо адсорбировались поверхностью наночастиц, что связано в большей степени с углеродным покрытием, которое наподобие губки "впитывает" загрязнители, а магнетитовое ядро позволяет быстро извлекать наночастицы из воды", - рассказал доцент Института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ, заместитель директора по науке Института физики ФИЦ КНЦ СО РАН Алексей Соколов.

Существующие бытовые и промышленные фильтры, как рассказал ученый, не до конца справляются с задачей полного извлечения этих веществ. Используемые для водоочистки вещества - сорбенты - работают длительное время, адсорбируют (поглощают) загрязняющие вещества, а затем их удаляют или они самостоятельно разрушаются, если изготовлены из биоразлагаемого материала. Предложенный разработчиками химикат - многоразового использования, он работает быстро и полностью извлекается из воды после выполнения задачи.

В перспективе наночастицы железа в углероде могут найти применение и в онкологии - первые опыты также дали положительный результат. "Известны эксперименты с покрытыми золотом наночастицами, проводящиеся, в частности, химиками СФУ. Механизм работы наших наночастиц сходный. Можно посадить на такие частицы метки-аптамеры и направить их в пораженный орган, там под воздействием переменного электромагнитного поля частицы начнут вибрировать, разрушая клеточные мембраны и уничтожая клетки опухоли изнутри. Оказалось, кстати, что углеродное покрытие может вполне заменить дорогостоящее золото", - рассказал Соколов.

Первый эксперимент по разрушению клеток карциномы Эрлиха, как сообщил исследователь, проводился с использованием низкочастотного чередующегося магнитного поля. Количество клеток, уничтоженных в результате взаимодействия с наночастицами оксида железа в переменном магнитном поле, на 27% больше относительно контрольных клеток.