В России нашли способ получения дешевого экотоплива из торфа и рапсового масла

Ученые Томского политехнического университета определили оптимальное соотношение компонентов биотоплива и температурные режимы

ТОМСК, 7 февраля. /ТАСС/. Способ получения экологичного топлива из смеси торфа и рапсового масла с помощью сфокусированного солнечного света разработали ученые Томского политехнического университета (ТПУ). Такой способ производства биотоплива дешевле аналогов, сообщили во вторник ТАСС в пресс-службе вуза.

"Ранее смесями торфа и масла практически никто не занимался. Это связано с тем, что процесс их переработки энергетически затратен из-за особенностей термического разложения рапсового масла, которое требует очень интенсивного нагрева. Мы предложили использовать для переработки смеси метод высокотемпературной термохимической конверсии в генераторный газ. Конверсия производится за счет тепла, полученного от сфокусированного солнечного света. Таким образом, энергия, затрачиваемая на газификацию топлива, берется из неисчерпаемого источника, что существенно снижает стоимость производства", - приводятся слова научного сотрудника Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ Романа Егорова.

Ученые определили оптимальное соотношение компонентов биотоплива, температурные режимы, обеспечивающие максимально эффективную газификацию смеси, оценили производительность процесса и затраты энергии на единицу массы генераторного газа. Выяснилось, что при соотношении торфа и рапсового масла в смеси на уровне 1:2 процесс конверсии становится максимально эффективным при температурах менее 1000 градусов.

Предложенный подход позволяет преобразовать исходную топливную смесь в газообразное топливо с простым и однородным химическим составом. Базовая топливная смесь зажигается только при интенсивном нагреве, что удобно для безопасного хранения. А получаемый горючий газ может быть использован для отопления или в качестве сырья для химического синтеза.

Ученые планируют изучить возможность применения других масел в составе смесевых топлив на основе торфа, поскольку рапсовое масло достаточно дорогое. В частности, политехники рассматривают в качестве возможного сырья отработанные синтетические моторные масла.

Торф является одним из наиболее распространенных и относительно дешевых при добыче горючих полезных ископаемых. При этом использование его в качестве промышленного топлива усложняет большое количество негорючих компонентов в составе и высокомолекулярные органические соединения, которые при медленном нагреве частично улетучиваются. Из-за этого у торфа относительно низкая температура горения, а в процессе образуется небольшое количество тепла и много золы.