Все новости

В БелГУ предложили новую технологию сварки деталей из алюминия и титана

По словам профессора кафедры материаловедения и нанотехнологий НИУ "БелГУ" Сергея Миронова, метод способствует уменьшению толщины интерметаллического слоя и позволяет получать прочные сварочные швы

МОСКВА, 6 февраля. /ТАСС/. Исследователи из Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ "БелГУ") предложили новую технологию сварки деталей из алюминия и титана. Она помогает решить проблему несовместимости теплофизических характеристик этих материалов и удешевляет процесс получения высокопрочных сплавов. Об этом сообщили в понедельник в отделе популяризации науки и технологий Министерства науки и высшего образования России.

Сегодня в транспортной отрасли используют комбинирование материалов с различными свойствами, что позволяет сочетать легкость с жесткостью и прочностью для производства элементов. Как отмечает профессор кафедры материаловедения и нанотехнологий НИУ "БелГУ" Сергей Миронов, наиболее привлекательным можно назвать сочетание алюминиевых и титановых сплавов. Однако несовместимость теплофизических характеристик этих материалов значительно затрудняет процесс их прочного соединения. Решить эту проблему можно, применяя инновационный способ сварки трением с перемешиванием. Но в случае с алюминиевыми и титановыми сплавами использование этой технологии обычно сопровождается интенсивным износом рабочего инструмента и ведет к образованию хрупкого интерметаллического слоя на поверхности раздела свариваемых материалов. Поэтому сотрудники НИИ материаловедения и инновационных нанотехнологий НИУ "БелГУ" решили усовершенствовать технологию, предложив сваривать детали "внахлест".

"Нам удалось оптимизировать метод сварки с перемешиванием для создания прочных соединений деталей из алюминиевых и титановых сплавов. Выбор в пользу конфигурации сварки внахлест позволяет внедрять рабочий инструмент только в алюминиевую пластину. Отсутствие контакта с титаном решает проблему износа инструмента и способствует радикальному уменьшению толщины интерметаллического слоя. Предложенный способ позволяет получать прочные сварные швы, что подтвердилось в ходе лабораторных испытаний", - приводятся в сообщении слова Миронова.

Применение такого способа позволит отказаться от использования дорогостоящего рабочего инструмента из карбида вольфрама и, соответственно, существенно удешевит процесс сварки.

В дальнейших планах ученых - оценить применимость метода сварки для высоколегированных алюминиевых сплавов.

Исследование было поддержано грантом Российского научного фонда.