На российском сегменте МКС собираются впервые испытать материал с памятью формы

Эксперименты с такими материалами в условиях микрогравитации пока не проводились ни российскими, ни иностранными учеными, рассказали в компании биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions

МОСКВА, 31 января. /ТАСС/. Синтетическую пластину с эффектом памяти формы, покрытую клеточным материалом, планируют испытать на Международной космической станции в 2023 году. Об этом ТАСС сообщил управляющий партнер компании биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions (создана в РФ в 2013 году) Юсеф Хесуани.

"Вместе с коллегами из МИСИС (Университет науки и технологий, Москва - прим. ТАСС) был разработан материал с так называемой памятью формы, который при определенных условиях приобретает заданную геометрическую структуру. Это пластинка, которая будет сворачиваться в трубчатую структуру", - сказал Хесуани. "Планируем пока провести [эксперимент] осенью этого года, запасной вариант - весна следующего", - добавил он.

По словам Хесауни, такие эксперименты с материалами, обладающими памятью формы, в условиях микрогравитации пока не проводились ни российскими, ни иностранными учеными. "Подобного рода эксперименты с использованием клеток, биопринтера и материала с памятью формы, который будет изменять геометрию уже в космических условиях, пока не ставили ни мы, ни наши зарубежные коллеги", - подчеркнул он.

Как сказал Хесуани, пластина будет напечатана на Земле, свернута в нужную форму, после чего будет вновь развернута и покрыта клеточным материалом. Ожидается, что после отправки на МКС пластина снова вернется в заданную форму. "Интересно, что космонавты в режиме реального времени будут наблюдать, как пластинка сворачивается, превращается в трубку нужной длины и диаметра", - пояснил он.

Такой эксперимент имеет большую ценность для развития регенеративной медицины, утверждает Хесуани. По его словам, врачи на Земле используют похожий принцип для восстановления поврежденных тканей уретры. "Формируются трубки, на них наносится специальный гель и клеточный материал пациента. Мы пытаемся сделать то же самое, только чтобы трубка собралась в космосе, чтобы доказать, что мы готовы делать следующий шаг с другими геометрическими структурами", - сказал он.