Под Муромом обнаружили фрагмент редкой золотой вышивки домонгольского периода

Артефакт нашли в женском погребении недалеко от черепа

МОСКВА, 25 января. /ТАСС/. Российские археологи выяснили, что один из фрагментов текстиля, найденный при раскопках некрополя возле муромского средневекового селища Чаадаево-5, представляет собой часть редкой золототканой вышивки домонгольского периода. На ней были изображены фигуры Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, в среду сообщила пресс-служба Института археологии РАН.

"Вышивка была найдена в женском погребении недалеко от черепа. Судя по находкам, традиция изображения святых на головных уборах существовала в домонгольской Руси. На ранних этапах христианства религиозные сюжеты могли присутствовать в обиходе и, вероятно, демонстрировали принадлежность к православию. Несомненно, что богатое золотное шитье свидетельствует о высоком благосостоянии погребенных", - пояснила руководитель Волжской экспедиции ИА РАН Ольга Зеленцова, чьи слова приводит пресс-служба института.

Как отмечается в сообщении, селище Чаадаево-5 было обнаружено в 2020 году в ходе историко-культурной экспертизы перед строительством автотрассы М12 Москва - Нижний Новгород - Казань. Раскопки на территории этого селения начались летом 2021 года и продолжились в прошлом году.

За два года раскопок ученые изучили фактически всю территорию средневекового села, чья площадь оценивается примерно в 3,5 га, что позволило археологам обнаружить на территории поселения большое число артефактов.

Золотые украшения домонгольского периода

В ходе уже проведенных изысканий исследователи изучили некрополь из 46 захоронений, расположенных на небольшом расстоянии за пределами усадеб знатных жителей Чаадаево-5. В этих могилах археологам удалось обнаружить несколько металлических пуговиц, женские украшения с накладками из драгоценных металлов, а также фрагменты золототканого текстиля с кусочками бересты.

Одна из самых интересных находок такого рода была сделана в могиле женщины, похороненной в возрасте 16-25 лет, чье место упокоения было частично разрушено в прошлом в результате сельскохозяйственных работ. Рядом с ее черепом ученые обнаружили обрывок вышитой золотой ленты, который был впоследствии отреставрирован, развернут и изучен в лаборатории.

Как оказалось, на этом украшении был изображен деисусный чин - композиция, на которой благословляющий Иисус Христос, по сторонам в молитвенных позах находились обращенные к нему фигуры Иоанна Предтечи и Богородицы. Как полагают исследователи, данный фрагмент текстиля был частью женского головного убора, возможно, очелья.

По словам археологов, традиция украшать головные уборы и праздничную одежду изображениями святых и христианской символикой существовала в домонгольской Руси, однако ученым до настоящего времени удалось найти лишь два украшения столь же высокого уровня мастерства, как и обрывок очелья из Чаадаево-5. Это делает данное домонгольское поселение еще более интересным для изучения, подытожили исследователи.