В КФУ нашли способ повысить эффективность антибиотиков

Запатентованное соединение F131 поможет в разработке лекарств для лечения смешанных кожных инфекций, вызванных золотистым стафилококком и кандидой

МОСКВА, 25 января. /ТАСС/. Ученые Института фундаментальной медицины и биологии и Химического института им. А. М. Бутлерова Казанского федерального университета (КФУ) выяснили, как можно усилить действие антимикробных препаратов. Запатентованное соединение F131 поможет в разработке более эффективных лекарств для лечения смешанных кожных инфекций, вызванных золотистым стафилококком и кандидой, сообщили в среду в отделе популяризации науки и технологий Министерства науки и высшего образования России.

Смешанные грибково-бактериальные инфекции, например, вызванные патогенными дрожжами кандида альбиканс (Candida albicans) и бактериями золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus), труднее поддаются лечению по сравнению с моноинфекциями. В смешанных инфекциях возбудители обладают повышенной устойчивостью к противомикробным препаратам, поэтому справиться с ними бывает крайне трудно.

"Соединение F131 представляет собой оптически активный сульфон ряда 2(5Н)-фуранона, несущий фрагмент хирального терпенового спирта - l-борнеола. Обладая заметными антимикробными свойствами, F131 демонстрирует способность подавлять образование и рост бактерий и грибков в моно- и смешанных культурах, а также проявлять синергизм с антибиотиками и противогрибковыми средствами", - приводятся в сообщении слова заведующего кафедрой генетики Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Айрата Каюмова. Среди преимуществ запатентованного соединения можно назвать относительную простоту его синтеза и доступность необходимых для этого реагентов.

Также совместное применение антибиотиков и синтезированного в КФУ вещества F131 поможет в будущем при терапии использовать антимикробные препараты в меньшей концентрации и, соответственно, снизить токсическое действие лекарств. По словам ученых, F131 увеличивает противомикробную активность сочетания флуконазол-гентамицин и антисептика хлорида бензалкония в отношении смешанных инфекций Candida albicans и Staphylococcus aureus, что позволяет уменьшить действующую концентрацию этих антимикробных препаратов в 4-16 раз.

"Работы по данному классу соединений начались в 2014 году, и далее выполнялись в рамках проектов, финансируемых РФФИ (Российским фондом фундаментальных исследований - прим. ТАСС), РНФ (Российским научным фондом - прим. ТАСС), сейчас работы будут продолжены в рамках проекта по программе "Новая медицина", - сказал Каюмов.

Исследование выполнено в рамках программы Минобрнауки России "Приоритет 2030" - одной из мер государственной поддержки университетов нацпроекта "Наука и университеты".