ТАСС, 24 января. Ученые из Австралии доказали в рамках наблюдений за жизнью свыше 412 тыс. детей, что процедура ЭКО не ведет к сколь-либо значимому повышению шансов на появление задержек в развитии ребенка и не способствует появлению у него дополнительных проблем с обучением в школе. Выводы исследователей были опубликованы в статье в журнале PLoS Medicine.
"Проведенные нами наблюдения показали, что к семи-девяти годам жизни средний уровень интеллектуального развития детей, зачатых естественным путем и при помощи экстракорпорального оплодотворения, был фактически одинаковым. Это должно дополнительно убедить и будущих родителей, и сотрудников репродуктивных клиник в безопасности и эффективности данной процедуры", - пишут исследователи.
По текущим оценкам Всемирной организации здравоохранения, около 10-15% семейных пар в западных странах не способны продолжить род из-за бесплодия одного из супругов, причем доля бесплодных мужчин и женщин примерно равна. Во многих случаях подобные семейные пары вынуждены прибегать к процедуре экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребенка.
В ее рамках врачи извлекают яйцеклетки из организма женщины и искусственно оплодотворяют их при помощи специальных приспособлений, повышающих шанс на успешное проникновение мужских половых клеток в женские гаметы. Через несколько дней врачи отбирают один из зародышей и имплантируют его в утробу будущей матери. По текущим оценкам, на Земле сейчас проживает свыше 8 млн человек, появившихся на свет благодаря процедуре ЭКО.
Процедура ЭКО и развитие детей
Группа исследователей под руководством Антеи Линдквист, старшего научного сотрудника Мельбурнского университета, провела пока самую масштабную проверку того, как процедура ЭКО влияет на успеваемость детей и вероятность появления задержек в их развитии. Для получения подобных сведений ученые на протяжении последних 17 лет наблюдали за здоровьем и развитием свыше 412 тыс. детей, родившихся в это время в разных населенных пунктах австралийского штата Виктория.
В их число, как отмечают ученые, вошло почти 9 тыс. юных австралийцев, появившихся на свет в результате использования различных форм процедуры ЭКО. Медики периодически измеряли уровень интеллектуального развития малолетних участников эксперимента, а также отслеживали то, какие задержки в развитии для них были наиболее характерны при поступлении в школу (в четыре-шесть лет) и после обучения в первых ее классах (в семь-девять лет).
Последующий анализ данных показал, что различные формы задержек в развитии были характерны примерно для 13,6% детей, зачатых при помощи процедуры ЭКО, и для 13,9% юных австралийцев, появившихся на свет естественным путем. Аналогичным образом, ученым не удалось выявить существенных различий в том, насколько хорошо и те, и другие дети умели произносить слова, читать, писать и считать после начала их учебы в школе.
Подобные результаты наблюдений, как считают Линдквист и ее коллеги, свидетельствуют в пользу того, что процедура ЭКО не влияет на интеллектуальные способности ребенка и не ведет к появлению проблем с их развитием и успеваемостью в школе. Как надеются исследователи, собранные ими сведения убедят скептиков в безопасности и эффективности этой методики борьбы с бесплодием.