Все новости

В Великобритании раскрыли механизм развития апатии при длительном приеме антидепрессантов

Специалисты Кембриджского университета выяснили, что употребление таких лекарств ослабляет чувство удовлетворения при выполнении различных действий

ТАСС, 23 января. Европейские нейрофизиологи выяснили, что длительный прием антидепрессантов ведет к развитию апатии в результате появления нарушений в работе цепочек нервных клеток, связанных с подкрепляющим обучением. Об этом сообщила в понедельник пресс-служба британского Кембриджского университета.

"Развитие апатии является распространенным побочным эффектов от приема антидепрессантов, блокирующих обратный захват серотонина. Проведенные нами опыты показывают, что это связано с тем, что употребление этих лекарств ослабляет чувство удовлетворения при исполнении разных действий. Оно является важной частью подкрепляющего обучения", - заявила профессор Кембриджского университета (Великобритания) Барбара Саакян, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

По текущей статистике ВОЗ, свыше 300 млн жителей Земли сейчас страдают от депрессии. Каждый год она уносит жизни примерно 800 тыс. человек, чему особенно подвержены подростки, а также юноши и девушки в возрасте от 15 до 29 лет. Для борьбы с хронически подавленным настроением фармацевты разработали за последние несколько десятилетий большое число лекарств-антидепрессантов.

Как правило, эти молекулы способны проникать в ткани мозга и менять круговорот серотонина и других важнейших сигнальных молекул мозга таким образом, что у пациента улучшается настроение. Многие антидепрессанты обладают сильными физиологическими и психическими побочными эффектами, одним из которых является развитие апатического синдрома - притупление эмоций при длительном приеме этих лекарств.

Антидепрессанты и апатия

Саакян и ее коллегам удалось раскрыть механизмы развития апатического синдрома в рамках длительных наблюдений за жизнью и поведением 66 добровольцев, согласившихся принимать лекарства от депрессии на протяжении примерно месяца. Половина участников эксперимента регулярно получала от ученых эсциталопрам, один из популярных антидепрессантов, а другие добровольцы принимали "пустышку" - плацебо.

Все это время ученые отслеживали изменения в поведении участников эксперимента при помощи регулярных опросов, а также тестов, нацеленных на оценку так называемых холодных и горячих когнитивных функций. В число первых входит память, внимание и другие проявления интеллекта, не требующие проявления чувств, а в число вторых - различные эмоциональные аспекты поведения человека.

В ходе этих опросов и замеров ученые обнаружили, что длительный прием эсциталопрама вел к развитию сбоев в работе так называемого подкрепляющего обучения. Так ученые называют особенность психики людей и многих животных, которая заставляет их активно исполнять произвольные действия в ответ на стимулы, вызывающие удовольствие. В эксперименте Саакян и ее коллег этим стимулом служила денежная награда, которую получали добровольцы в том случае, если правильно решали простую задачу на внимание.

Употребление антидепрессантов, как обнаружили исследователи, нарушало работу цепочек нейронов, связанных с подкрепляющим обучением, в результате чего добровольцы теряли мотивацию и не прикладывали максимальные усилия для решения задач. Потеря мотивации, как считают Саакян и ее коллеги, является основной причиной того, почему длительный прием антидепрессантов ведет к развитию апатии.