Генетически уязвимые к ковиду люди могут формировать стойкий Т-клеточный иммунитет

По мнению исследователей, значительная часть носителей гена HLA-A*01:01 переболела в ходе первых двух волн пандемии

МОСКВА, 18 января. /ТАСС/. Российские ученые обнаружили, что люди с вариациями генов HLA-A*01:01 более предрасположенны к развитию COVID-19. Они также повышают вероятность развития стойкого Т-клеточного иммунитета, который защищает людей от повторных заражений вирусом. Об этом в среду сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ.

"Ранее мы показали, что носители аллели HLA-A*01:01 более склонны к тяжелому течению COVID-19. Найденное нами падение числа носителей этого аллеля среди пациентов третьей волны пандемии может быть связано с тем, что значительная доля его носителей переболела к третьей волне и сформировала стойкий Т-клеточный иммунитет. Он не позволяет им повторно попадать в больницу", - пояснил заведующий лабораторией НИУ ВШЭ (Москва) Максим Шкурников, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Шкурников и его коллеги под руководством Александра Тоневицкого, декана факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ, уже три года наблюдают за тем, как изменения в структуре генома коронавируса влияют на характер его взаимодействий с так называемым главным комплексом гистосовместимости (HLA).

Так ученые называют набор генов в шестой хромосоме человека, которые кодируют белки, участвующие в приобретении иммунитета к SARS-CoV-2 и другим вирусам. Они отвечают за транспортировку фрагментов белков этих патогенов на поверхность клетки и их последующую передачу в Т-клетки, что помогает им распознавать зараженные тельца и впоследствии уничтожать их.

Стойкий иммунитет к коронавирусу

Геном каждого человека содержит несколько десятков вариаций генов из семейства HLA, чья комбинация определяет, насколько он уязвим к инфекциям. Еще два года назад российские ученые обнаружили, что носители вариации HLA-A*01:01 были уязвимыми к первым вариациям коронавируса.

Исследователи изучили то, как часто носители вариации HLA-A*01:01 заражались коронавирусом после появления более заразных и опасных форм SARS-CoV-2, таких как дельта-штамм коронавируса. Для этого ученые собрали и проанализировали структуру геномов 147 жителей Москвы, переболевших коронавирусом в ходе первой волны пандемии, а также 219 москвичей, перенесших инфекцию в июне-июле 2021 года.

Сравнение геномов этих групп пациентов показало, что число носителей аллели HLA-A*01:01 среди переболевших людей уменьшилось к третьей волне пандемии. По мнению исследователей, это говорит о том, что значительная часть носителей данной вариации генома переболела коронавирусом в ходе первых двух волн пандемии и сформировала особо стойкий Т-клеточный иммунитет, компенсирующий ухудшенную реакцию организма на SARS-CoV-2.

В пользу этого, в частности, говорит то, что в организме переболевших носителей HLA-A*01:01 преобладают так называемые T-лимфоциты памяти, тельца иммунной системы, клетки, которые хранят информацию об антигенах инфекций. Такие клетки быстрее формируют иммунный ответ при повторной атаке вируса, отмечают ученые.