Темпы научно-технического прогресса снизились за последние полвека на 90%

Это указывает на фундаментальный сдвиг в характере научно-технического развития человечества, сообщила пресс-служба университета штата Миннесота

ТАСС, 4 января. Американские исследователи выяснили, что частота прорывных открытий и изобретений снизилась за последние пятьдесят лет примерно на 90%, что указывает на фундаментальный сдвиг в характере научно-технического развития человечества. Об этом в среду сообщила пресс-служба университета штата Миннесота (UMN).

"Для здоровой научной среды характерно как большое число рутинных исследований, так и прорывных открытий. Фундаментальные сдвиги в характере работы науки привели к тому, что сейчас доминируют инкрементальные (пошаговые, постепенно нарастающие - прим. ТАСС) исследования, что резко замедлило темпы научно-технического прогресса в последние десятилетия", - заявил профессор UMN Расселл Фанк, чьи слова передает пресс-служба вуза.

Фанк и его коллеги пришли к такому выводу в ходе масштабного исследования, в ходе которого ученые проанализировали свыше 45 млн научных статей и 3,9 млн патентов, опубликованных в США и других западных странах за последние шесть десятков лет. Для получения этих сведений исследователи заручились поддержкой крупнейших научных и патентных баз данных, в том числе Web of Science, JSTOR, APS, Pubmed и Ведомства по патентам и товарным знакам США (USPTO).

Для проведения анализа содержимого этих баз данных исследователи разработали новый наукометрический индикатор, который они назвали "CD-индексом", или "индексом прорывных инноваций". Он отражает то, насколько сильно то или иное открытие или изобретение резко поменяло ту научную или инженерную среду, к которой относятся эти инновации.

Резкое замедление научного прогресса

Для вычисления CD-индекса профессор Фанк и его коллеги воспользовались простой закономерностью. Они обратили внимание на то, что прорывные исследования часто "обнуляют" их предметные области, из-за чего ученые, ссылающиеся на инновационные публикации, почти не цитируют при этом предыдущие статьи, потерявшие актуальность. Ярким примером такого цитирования, как отмечают исследователи, является статья Фрэнсиса Крика и Джеймса Уотсона об открытии структуры ДНК.

Руководствуясь подобными соображениями, ученые вычислили CD-индекс для всех 45 млн научных статей и 3,9 млн патентов, после чего проанализировали то, как менялось среднее значение индекса прорывных инноваций с течением времени. Проведенные ими расчеты позволили сделать вывод о том, что этот показатель был на высоком уровне в 1960-х и 1970-х годах, однако в последующие 50 лет он начал быстро падать и в результате этого снизился примерно на 90% относительно середины XX века.

Сильнее всего, как отмечают профессор Функ и его коллеги, от этого тренда пострадали физические и социальные науки, а также фармацевтика и биомедицинские технологии, где средний CD-индекс упал до нуля, а число публикаций при этом заметно выросло. И то, и другое указывает на то, что наука фундаментально изменилась за последние 50 лет, причинами чего, по мнению исследователей, является тренд на рост узкой специализации ученых и переход к грантовой системе финансирования исследований.

Как надеются исследователи, собранные ими сведения привлекут внимание чиновников в профильных ведомствах и убедят их модифицировать подходы к финансированию науки и организации научной деятельности таким образом, что новизна научных исследований, а не только их формальные шансы на успех, будут одним из главных критериев выбора при выдаче грантов.