Археологи на Алтае получили патент на способ раскопки древних курганов

Разработанный способ позволяет обходиться без применения землеройной техники и не портить ландшафт, сообщили в Алтайском государственном университете

БАРНАУЛ, 17 декабря. /ТАСС/. Археологии Алтайского государственного университета впервые получили патент на изобретение. Им стал способ раскопок древних и средневековых курганов, который позволяет не пропускать важных находок и восстанавливать прежний ландшафтный вид археологических объектов, сообщили ТАСС в пресс-службе вуза.

"Доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и музеологии Вадим Горбунов и заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии, доктор исторических наук, профессор Алексей Тишкин разработали алгоритм раскопок древних и средневековых курганов с земляными насыпями без применения землеройной техники", - сообщили в университете.

Как пояснили в пресс-службе, началом для разработки послужила большая научная программа, выполнявшаяся исследователями на территории Приобского плато (равнина в пределах Алтайского края и Новосибирской области - прим. ТАСС). Археологи изучили целый ряд крупных земляных курганов, доходящих до 30 м в диаметре и высотой более 1 м. Не обладая большими ресурсами, все раскопки вели вручную, используя лопаты, носилки и мелкий шанцевый инструмент, такой как совочки и кисточки. По словам Алексея Тишкина, новый способ раскопок позволял не только сэкономить время и уменьшить стоимость работ, но и детально фиксировать важные археологические объекты и находки, которые при использовании техники (тракторов, скреперов и др.) могли быть повреждены.

"Большой курган часто окружает ров. <…> Изо рва брали землю для того, чтобы соорудить насыпь. Там делались жертвоприношения. При раскопках осуществляется снос кургана, чтобы исследовать то, что находится под ним. Для этого необходима либо техника (бульдозер, скрепер, транспортеры), либо много людей с лопатами, тачками и носилками. Оба подхода широко используются в практике археологических исследований", - цитирует ученого пресс-служба.

Разработка алтайских ученых заключается в реализации определенного алгоритма действий, начиная с разбивки раскопа, планирования мест для укладки грунта и до восстановления первоначального вида. "Например, раскопки начинались не сверху насыпи, а на отдалении от ее края, чтобы выявить и исследовать внешние объекты, например, ров, в котором часто находится археологический материал (керамика, кости, артефакты, захоронения животных и т. д.)". - приводит слова Тишкина пресс-служба.

Новый способ раскопок показал свою эффективность во время исследований на Приобском плато. Археологами получен уникальный материал, позволяющий по-новому взглянуть на историю этой территории. "Это первый опыт получения патента археологами АлтГУ, и он был своего рода экспериментальным. Надеюсь, что этот пример позволит и другим гуманитариям подумать по поводу патентования своих наработок", - отметил ученый.