Старение сопровождается снижением активности всех "длинных" генов

ТАСС, 9 декабря. Американские молекулярные биологи обнаружили, что процесс дряхления тела человека и других млекопитающих сопровождается снижением активности самых длинных участков ДНК и усилением работы более коротких генов. Изучение этого дисбаланса поможет создать терапии, замедляющие старение, сообщила в пятницу пресс-служба Северо-Западного университета (NWU).

"Эти сдвиги в уровне активности генов относительно невелики, однако они затрагивают тысячи самых разных участков ДНК. Мы обнаружили, что эти перемены происходят во всех тканях тела людей и большого числа животных. Интересно, что внутриклеточные процессы, связанные с появлением этих сдвигов, происходят и в детстве, и в юности, однако изначально наши клетки каким-то образом противодействуют им", - заявил научный сотрудник NWU Томас Стогер, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Ученые полагают, что старение тела людей и животных абсолютно случайно по своей природе, оно происходит само по себе в результате накопления мутаций и случайных поломок в клетках. Как показали недавние опыты ученых из университета Рочестера (США), очистка тела червей от поврежденных клеток при помощи генной терапии заметно продлила им жизнь.

Стогер и его коллеги открыли ранее неизвестную закономерность, связывающую процесс старения и активность различных участков ДНК в клетках человека и животных. Ученые совершили это открытие при помощи системы искусственного интеллекта, которая помогла им проследить за тем, как меняется с возрастом работа всех генов в различных типах тканей и клеток человека и большого числа позвоночных животных.

Старение и гены

Как отмечают исследователи, изначально их интересовало то, работа каких участков ДНК чаще всего и больше всего меняется по мере старения тела людей и животных, а также то, какие гены были статистически связаны с долгой и короткой жизнью. Понимание этого важно для раскрытия механизмов старения, общих для всех многоклеточных живых существ, а также поиска возможных методов противодействия им.

Руководствуясь этой идеей, ученые собрали образцы разных тканей тела мышей, крыс, а также рыб и людей разных возрастов, и измерили уровень активности генов в их клетках. Эти данные исследователи обработали при помощи созданной ими системы ИИ, что помогло им раскрыть необычную закономерность, связывавшую длину генов и возраст их носителей.

Оказалось, что относительный уровень активности всех коротких генов постепенно повышался по мере увеличения возраста людей и животных, тогда как аналогичный показатель для самых длинных сегментов ДНК, наоборот, быстро падал по мере дряхления организма их обладателей. Эти сдвиги, как отмечают ученые, начинают происходить с первых дней жизни человека и прочих позвоночных, однако они резко ускоряются лишь при наступлении старости.

Пока биологи не могут сказать, что именно порождает дисбаланс в работе коротких и длинных генов, однако они предполагают, что эти процессы играют важнейшую роль в старении всех многоклеточных живых существ. Соответственно, их раскрытие и изучение позволит вплотную приблизиться к созданию подходов, которые позволят замедлить развитие этого дисбаланса и тем самым продлить жизнь человеку, подытожили Стогер и его коллеги.