Легкие формы ковида дестабилизируют работу микрофлоры на протяжении полугода

Наблюдения ученых указали на то, что особенности в составе микрофлоры влияют на вероятность развития рака, других болезней, а также на поведение людей и животных

ТАСС, 9 декабря. Медики из США проследили за изменениями в состоянии кишечника пациентов, перенесших легкие формы COVID-19, и обнаружили, что их микрофлора оставалась "нестабильной" на протяжении как минимум шести месяцев. Выводы ученых были опубликованы в статье в электронной библиотеке bioRxiv.

"Проведенные нами наблюдения показывают, что даже мягкие формы коронавирусной инфекции, не требующие госпитализации пациентов, приводят к дестабилизации микрофлоры кишечника. Что интересно, это одинаково часто происходило как при заражении предыдущими штаммами SARS-CoV-2, так и при заражении вариантом омикрон, который традиционно вызывает самые легкие симптомы болезни", - пишут исследователи.

Организм млекопитающих содержит примерно в десять раз меньше клеток, чем в нем присутствует бактерий, грибков и прочих представителей микрофлоры. Долгое время исследователи считали, что ее состав влияет в основном только на метаболизм, однако наблюдения последних лет указали на то, что особенности в составе микрофлоры влияют на вероятность развития рака, других болезней, а также на поведение людей и животных.

Недавно ученые обнаружили, что коронавирусная инфекция меняет структуру и свойства микрофлоры кишечника, однако точные последствия этого не были известны медикам и биологам. Группа американских медиков под руководством Петера Тернбо, профессора университета Калифорнии в Сан-Франциско (США), попыталась получить подобные сведения в рамках проекта CHIRP, нацеленного на всестороннее изучение последствий заражения COVID-19.

Микрофлора и коронавирус

К этой инициативе было привлечено несколько десятков здоровых и переболевших коронавирусом жителей Калифорнии, которые регулярно проходили обследования и сдавали анализы, в том числе и пробы микрофлоры кишечника. Ученые отслеживали изменения в состоянии их здоровья на протяжении полугода и сравнивали, как менялся видовой состав и численность кишечных бактерий с течением времени.

Проведенные медиками наблюдения подтвердили, что коронавирусная инфекция, действительно, вызывает масштабные перестройки в структуре микрофлоры кишечника, однако при этом подобные перемены оказались уникальными для каждого отдельного пациента. В дополнение ученые обнаружили, что и легкие, и тяжелые формы COVID-19 вызывали долговременную дестабилизацию микрофлоры.

Это проявлялось в том, что видовой состав и численность кишечных бактерий у пациентов, перенесших болезнь, достаточно часто и резко менялись без видимых причин, что происходило на протяжении всех шести месяцев наблюдений за их здоровьем. Схожие результаты наблюдений ученые получили и в ходе опытов на мышах, которых медики заражали разными штаммами коронавируса и отслеживали изменения в составе их микрофлоры.

Особенно сильно эти сдвиги в работе микрофлоры затрагивали бактерий, связанных со слизистой оболочкой кишечника. Это говорит о том, что даже легкие формы COVID-19 приводят к развитию долговременных нарушений в работе этой части пищеварительной системы, что необходимо учитывать при лечении пациентов и изучении возможных механизмов развития постковидного синдрома, подытожили профессор Тернбо и его коллеги.