Открыт новый тип гамма-вспышек, порождаемых нейтронными звездами

Как правило, процесс слияния нейтронных звезд длится не более двух секунд, но вспышка GRB 211211A продолжалась почти минуту
Изображение слияния двух нейтронных звезд A. Simonnet (Sonoma State Univ.) and NASA’s Goddard Space Flight Center
Изображение слияния двух нейтронных звезд
© A. Simonnet (Sonoma State Univ.) and NASA’s Goddard Space Flight Center

ТАСС, 7 декабря. Международный коллектив астрофизиков открыл ранее неизвестную разновидность необычно длинных гамма-всплесков, предположительно возникающих в результате слияний двух нейтронных звезд или нейтронной звезды и черной дыры. Об этом в среду сообщила пресс-служба Бирмингемского университета.

"Нам удалось изучить уникальный и во многом удивительный гамма-всплеск. Как правило, процесс слияния нейтронных звезд длится не более двух секунд, однако вспышка GRB 211211A каким-то образом продолжалась почти минуту. Последующие наблюдения за этим объектом, а также поиски других подобных вспышек помогут нам раскрыть механизм их формирования", - заявил доцент Бирмингемского университета (Великобритания) Бенджамин Гомпертц, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

В начале текущего столетия астрономы обнаружили, что гамма-всплески, мощнейшие катаклизмы Вселенной, можно разделить на два разных подтипа - короткие и длинные. Более долгие вспышки возникают в результате гравитационного коллапса старых крупных светил, а короткие возникают в ходе слияний нейтронных звезд и других компактных объектов. Они длятся около одной или двух секунд, а не несколько десятков секунд или минут, как длинные гамма-вспышки, а также значительно уступают им в мощности.

Гомпертц и его коллеги открыли крайне необычный длинный гамма-всплеск, который был порожден не коллапсом крупного престарелого светила, а парой столкнувшихся нейтронных звезд. Ученые пришли к такому выводу в ходе наблюдений за вспышкой GRB 211211A, которая была зафиксирована орбитальным телескопом Swift в декабре прошлого года.

Новый тип гамма-вспышек

Как отмечают исследователи, источник этого гамма-всплеска, который продлился около одной минуты, расположен в созвездии Волопаса на расстоянии примерно в 1,13 млрд световых лет. Ученые предполагают, что прародитель этого космического катаклизма мог находиться внутри близлежащей галактики J1409+2753, однако они не исключают, что источник вспышки может быть расположен за ней, на более далеком расстоянии от Земли.

По словам астрономов, эта гамма-вспышка сопровождалось необычно сильным всплеском видимого и инфракрасного излучений, что крайне нехарактерно для длинных гамма-всплесков, порожденных гравитационными коллапсами крупных звезд. Это заставило ученых детально изучить свойства данного всплеска при помощи большого числа наземных и орбитальных телескопов.

Проведенные учеными расчеты указали на то, что всплеск GRB 211211A был порожден слиянием двух нейтронных звезд или нейтронной звезды и черной дыры. Пока астрономы не могут объяснить то, как нейтронные звезды могли породить столь длительную гамма-вспышку, так как их недра содержат слишком мало материи для образования большого джета - узкого пучка материи, который движется с околосветовой скоростью и активно излучает электромагнитные волны.

По словам исследователей, некоторые особенности этого всплеска можно объяснить тем, что один из породивших его объектов был магнетаром - сильно "намагниченной" нейтронной звездой. Последующие наблюдения за источником всплеска GRB 211211A, как надеются Гомпертц и его коллеги, помогут проверить эту гипотезу и раскрыть природу этой необычной длинной гамма-вспышки.