Развитие рассеянного склероза связали со сбоями в работе трех генов

Как отмечают китайские исследователи, аномально высокая активность первых двух участков ДНК ассоциируются со значительным повышением риска появления аутоиммунной болезни, а повышенная активность третьего, наоборот, понижает вероятность развития рассеянного склероза

МОСКВА, 7 декабря. /ТАСС/. Китайские генетики обнаружили, что вероятность развития рассеянного склероза заметно повышается при появлении мутаций или сдвигов в уровне активности трех генов - SHMT1, FAM120B и ICA1L. Это открытие приблизит ученых к раскрытию механизмов развития данного аутоиммунного заболевания, говорится в исследовании, опубликованном в среду в журнале ACTN.

"Проведенное нами исследование указало на то, что нарушения в работе генов SHMT1, FAM120B и ICA1L заметным образом повышают вероятность развития рассеянного склероза. Это открытие позволило нам сделать большой шаг к раскрытию патогенеза этой болезни и указало на возможные молекулярные "мишени" для будущих терапий", - пишут авторы.

Рассеянный склероз представляет собой аутоиммунную болезнь нервной системы, при развитии которой клетки иммунной системы начинают атаковать оболочку нервных волокон, так называемый миелин. В результате этого нервы начинают хуже проводить сигнал и "замыкать", что изначально приводит к легкому онемению конечностей, а при прогрессировании болезни может вызвать паралич, слепоту и смерть.

Группа генетиков под руководством Чжана Чэнчэна, научного сотрудника Сычуаньского универсиета в Чэнду (Китай), открыла первые свидетельства того, что вероятность развития рассеянного склероза заметным образом вырастает при появлении мутаций или прочих нарушений в работе трех участков ДНК, генов SHMT1, FAM120B и ICA1L.

Генетические корни рассеянного склероза

Ученые совершили это открытие в ходе изучения геномов свыше 14,8 тыс. носителей рассеянного склероза и около 26,7 тыс. здоровых людей, принимавших участие в исследовательских проектах Международного генетического консорциума по изучению рассеянного склероза (IMSGC). В число этих добровольцев вошло большое число жителей различных стран Европы, а также США и Австралии, которые согласились сдать образцы ДНК для тестов и пройти всестороннее обследование нервной системы.

Китайские генетики воспользовались этими данными для поиска нарушений в работе различных генов и связанных с ними ферментов и сигнальных молекул, которые теоретически могут способствовать развитию рассеянного склероза. Для этого ученые сопоставили не только различия в структуре генов между носителями болезни и здоровыми добровольцами, но и измерили уровень активности этих участков ДНК и изучили особенности в работе белков в клетках нервной системы.

Исследователям удалось выявить 35 ферментов и сигнальных молекул, а также связанных с ними участков ДНК, нарушения в работе которых так или иначе влияли на вероятность развития рассеянного склероза. Три из этих белков, связанные с генами SHMT1, FAM120B и ICA1L, не были ранее известны ученым.

Как отмечают исследователи, аномально высокая активность первых двух участков ДНК в белом веществе мозга ассоциируются со значительным повышением риска появления аутоиммунной болезни. В свою очередь, повышенная активность ICA1L, наоборот, понижает вероятность развития рассеянного склероза. Дальнейшее изучение свойств и функций этих генов, как надеются ученые, поможет раскрыть их роль в появлении сбоев в работе нейронов и иммунных клеток нервной ткани.