В Заполярье определили радиус зоны воздействия промобъектов на биоразнообразие

По словам члена-корреспондента РАН Виктора Глупова, на некоторые виды животных влияет, в частности, шум крупнотоннажных судов, им приходится покидать территории

МУРМАНСК, 5 декабря. /ТАСС/. Общий радиус зоны воздействия промышленных объектов Кольского дивизиона компании "Норникель" на биоразнообразие Заполярья не превышает 16 км, следует из данных презентации итогов научной экспедиции РАН по исследованию биоразнообразия в районах воздействия производственных объектов компании "Норильский никель", расположенных в Мурманской области. Проанализировав районы Никеля, Заполярного, Мончегорска и Мурманска, ученые в каждом из них выделили зоны (пояса) незначительного, среднего воздействия и производственной (фоновой) территории, четкие границы которых невозможно определить, так как они зависят от множества факторов.

"Границы этих зон различные в зависимости от самого предприятия. Если это горно-обогатительный комбинат, где происходит отторжение территории и химическое воздействие сводится к хранению хвостов, то оно будет минимально. В пределах санитарно-защитной зоны - до 3 км. Все, дальше воздействия нет. Если говорить о предприятиях, которые выбрасывают в воздушную и водную среду различные химические компоненты, то тут уже все будет зависеть как от розы ветров. Это приводит к дефрагментации этой зоны, она может быть более 10 км и до 16 км в зависимости от того на какое растение или животное воздействует. В дальнейшем происходит резкое затухание", - сообщил журналистам руководитель экспедиции, член-корреспондент РАН Виктор Глупов, презентуя итоги экспедиции.

Исследования коснулись и состояния Северного морского пути от Мурманска до Дудинки. Специалисты на борту судов прошли весь маршрут, круглосуточно наблюдая за животными, и не отметили практически никакого воздействия на пути следования. "Только в портах встречались синантропные виды [организмы, образ жизни которых связан с человеком], но по пути следования встречались и очень редкие, и краснокнижные виды, с птицами все тоже благополучно. Специалисты, которые ранее работали и в Антарктиде, и в высоких широтах, сразу сказали - воздействие практически никакое", - сказал Глупов.

Однако он отметил, что шум крупнотоннажных судов сильно влияет на некоторые виды животных, которым приходится покидать эти зоны.

Как пояснила Ирина Фицджеральд, куратор проекта и старший менеджер департамента экологии ПАО "ГМК "Норильский никель", по чьему заказу и были выполнены исследования, полученные в ходе экспедиции данные лягут в основу рекомендаций, которые компания включит в план работы по сохранению биоразнообразия. "С одной стороны мониторинг постоянный, с другой - выполнение определенных программ в зависимости от рекомендаций. Большая норильская экспедиция постепенно перешла в большую научную экспедицию. Мы поняли важность той информации, которая собрана, и решили распространить это как лучшую практику на все регионы деятельности для того, чтобы комплексно подойти к этому вопросу и управлять воздействиями везде, где работает компания", - подчеркнула она.

Об экспедиции

Большая научная экспедиция СО РАН по исследованию биоразнообразия в районе воздействия производственных и логистических объектов компании "Норильский никель", расположенных в Мурманской области, продолжалась около года. Более ста специалистов из институтов и заповедников трудились в районах городов Заполярного, Мончегорска, Мурманска и поселка Никель, а также в акватории Северного морского пути. В 2023 году ученые планируют продолжить работу по исследованию биоразнообразия, имея на руках данные, полученные в ходе предыдущей экспедиции.