Эксперт: фармкомпании не должны сами ускорять испытания генных терапий и РНК-вакцин

Как считает завлабораторией нанобиотехнологий МФТИ Максим Никитин, подобные решения должно принимать общество в силу потенциальных последствий для здоровья людей

СИРИУС /Федеральная территория/, 1 декабря /ТАСС/. Ускоренное внедрение в практику и упрощение испытаний различных форм генной терапии и РНК-вакцин со стороны фармацевтических компаний недопустимо - подобные решения должно принимать общество в силу потенциальных последствий для здоровья людей. Такое мнение на II Конгрессе молодых ученых в четверг высказал заведующий лабораторией нанобиотехнологий МФТИ Максим Никитин.

"Не нужно торопиться с клиническими испытаниями и пропускать исследования на различных модельных животных. Их стоит делать максимально детальными и жесткими во избежание непредвиденных последствий. Это в особенности касается генной терапии и РНК-вакцин, которые представляют собой одну из форм генной терапии. РНК-прививки от коронавируса были введены в организм сотен миллионов людей, и пока мы не до конца понимаем долгосрочные последствия этого шага", - заявил Никитин.

Особенные опасения, по словам исследователя, вызывают предложения некоторых фармацевтических компаний и исследователей проводить ускоренные испытания РНК-вакцин и генных терапий, основанные на успехе уже существующих технологий такого рода. Сторонники этой идеи предлагают пропускать часть или все опыты на животных, что позволит быстрее перейти к проверкам прививок и генных терапий на добровольцах.

Как отметил Никитин, в прошлом подобное ускорение клинических исследований уже приводило к трагическим последствиям. В частности, лекарства от мигрени и эпилепсии на базе вальпроевой кислоты в некоторых случаях вызывают дефекты развития плода у беременных женщин. Это не было выявлено до начала использования этого препарата в широкой медицинской практике из-за того, что разработчики лекарств не стали проверять работу их препаратов на насекомых.

Аналогично медики за последний год зафиксировали значительное учащение развитие миокардита и других форм воспалений сердечной мышцы, а также других потенциально опасных для жизни последствий, связанных с инъекциями РНК-вакцин. По этой причине судьбу таких препаратов, а также возможность упрощения их испытаний и ускорения их внедрения в практику должно решать все общество, а не отдельные фармацевтические компании и научные коллективы, подытожил Никитин.

О конгрессе

II Конгресс молодых ученых проходит в парке науки и искусства "Сириус" в Сочи 1-3 декабря. Ожидается, что в нем примут участие более трех тысяч гостей из России и еще примерно 40 стран. Они будут участвовать в панельных дискуссиях, питч-сессиях и мастер-классах, круглых столах и других мероприятиях. Программа включает семь тематических блоков, посвященных актуальным вопросам и вектору развития научных подходов в России.

Конгресс входит в программу Десятилетия науки и технологий, объявленного с 2022 по 2031 год президентом РФ Владимиром Путиным. Организаторами события в Сочи выступают Министерство науки и высшего образования РФ, координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию и Фонд Росконгресс. Оператором Десятилетия науки и технологий выступает АНО "Национальные приоритеты". ТАСС - генеральный информационный партнер конгресса.